Thursday, 20 December 2018

Буддизм. Вкус свободы 2. Восемь странных и чудесных качеств великого океана.


Буддизм. Вкус свободы 2

Восемь странных и чудесных качеств великого океана


30 августа 2018, Суваннавира

Резюме предыдущей лекции

Неделю назад мы слушали начало Упосатха-сутты, где рассказывается, как Будда сидел в ночь полнолуния на свежем воздухе, окруженный большим числом бхикху (участников). Они сидели вместе не час или два, а целую ночь. Не говоря ни слова, не произнося ни звука, не шевелясь.

Медитировали ли они? На этом уровне развития уже необязательно медитировать. Можно сказать, что они просто сидели вместе.

Также неделю назад мы слышали разные ответы на вопрос «Что такое буддизм?». Затем мы обратились к традиционному ответу. Согласно традиции буддизм – это Дхамма. Или Дхамма-Виная. Мы можем перевести это на современный язык как Принцип (или Теория) и Практика. Дхамма – это Принцип, Виная – это Практика. Или Теория и Практика.

Что же такое Дхамма-Виная? Упосатха-сутта говорит нам, что в ночь полнолуния, сидя на свежем воздухе среди большого количества бхикху, Будда сказал, что Дхамма-Виная похожа на океан, великий и могучий океан.

[Упосатха-сутта находится в собрании текстов «Юдана» Палийского канона. Слово «Юдана» буквально значит «выдох», на русский язык его можно перевести как «вдохновенное высказывание».]

Далее Будда сказал, что у этого океана есть восемь странных и чудесных качеств. Сегодня мы рассмотрим эти восемь качеств.

Первое качество в том, что океан становится глубже постепенно, без пропастей и резких обрывов. Так же и практика Дхамма-Виная углубляется постепенно, мало помалу, без резких изменений. Когда мы начинаем медитировать, мы приближаемся к уровню тех, кто медитирует долго, постепенно. Это не сразу получается.

Сангхаракшита говорил об этом современным языком в лекции, которая на английском называлась Parth of Regular Steps - Parth of Irregular Steps. На русский это можно перевести как последовательный и непоследовательный пути.

Основная идея лекции в том, что переход от одного этапа духовного развития к другому возникает естественно, от полноты предыдущего этапа. Это – последовательный путь. Например, когда мы рассматривали путь по спирали несколько месяцев назад, мы говорили о том, как вследствие полного осознания дуккхи (страдания в нашей жизни) возникает шраддха (вера или надежда). Это первое качество великого и могучего океана.

Второе – в том, что его природа всегда стабильна. Океан не выходит за пределы своих границ (границ прилива). Так и настоящий ученик Будды полностью посвящает себя духовной жизни.

Третье качество. Если в океане появляется труп, после некоторого времени океан выбрасывает его на берег. Так же происходит и в сангхе (духовной общине Будды). Если человек не ведёт подлинной духовной жизни, рано или поздно он окажется вне сангхи. Даже если человек является членом сангхи, но не практикует серьезно, он далеко от сангхи, а сангха – далеко от него.

Сангхаракшита сказал об этом современным языком: «Не может быть номинальных членов сангхи». Если кто-то пытается быть номинальным членом сангхи, рано или поздно он не будет участником сангхи и станет похож на труп на берегу океана.

Четвертое качество. Когда реки впадают в великий океан, они теряют имя и происхождение. Например, когда река Ганг впадает в океан, она перестаёт быть Гангом и становится просто великим океаном. Точно так же когда человек уходит из дома и начинает вести бездомную жизнь согласно Дхамма-Виная, он теряет своё имя и фамилию, а также предыдущее происхождение. В текстах Палийского канона такие люди называются самана (samana на пали, аскет), они становятся сынами или дочерями Будды Шакьямуни.

Когда человек ставится членом духовной общины, он не теряет при этом своей индивидуальной идентичности (на духовном уровне). В Индии во времени Будды существовала система каст. И когда человек уходил из дома, он терял своё место в системе каст и становился самана. Также и в наши дни. В духовной общине мы теряем свою национальную идентичность. Мы больше не будем англичанами, американцами, русскими, французами, индусами… но останемся индивидуумами, которые взаимодействуют с другими индивидуумами.

Пятое качество. Когда реки впадают в великий океан и дождь падает с небес, океан остаётся без изменений, без переполнения или уменьшения. Надо сказать, что сейчас это может звучать не совсем точно. Во времена Будды не было глобального потепления и изменений климата. Этим образом Будда хотел сказать, что нирвана всегда неизменна, независимо от того, сколько участников достигли нирваны или не достигли её. Нирвана остаётся неизменной всегда.

Шестое качество нам уже известно, его можно выразить средствами поэзии:

Единый вкус у морских глубин:
солёные в море воды.
Так и у Дхаммы вкус один.
И это вкус свободы.

У принципов и практик Дхамма-Виная один вкус, вкус свободы, освобождения. Мы рассмотрим это детально на следующей неделе.

Седьмое качество. Океан полон различных драгоценных камней и сокровищ. Также и в Дхамма-Виная есть драгоценные духовные учения: четыре основы осознанности, пять духовных способностей, семь факторов просветления, благородный восьмеричный путь. Они подобны драгоценным камням и сокровищам.

Восьмое и последнее качество. Океан - это место где живут могучие существа и могучие монстры. Это могут быть акулы или киты или мифологические существа. Также и в Дхамма-Винае есть могучие существа и монстры: вошедшие в поток, однажды возвращающиеся, не-возвращающиеся и араханты. Это четыре уровня постижения вещей «такими как они есть».
Сангхаракшита отмечает, что мы можем добавить сюда существ, которых в тексте сутты нет: это великие бодхисаттвы и махасиддхи, великие гуру и дэвы, великие даки и дакини.
Все эти существа находятся в буддийской традиции.

Это восемь странных и чудесных качеств великого океана. Но также это и восемь великих, странных и чудесных качеств Дхамма-Виная. Через неделю мы будем подробно рассматривать шестое качество – вкус свободы.

На сегодня это всё.

No comments:

Post a Comment