Saturday 23 February 2019

Буддизм. Вкус свободы 6. Как прервать первую окову (саткая-дристи).


Вкус свободы 6

Как прервать первую окову (саткая-дристи)


12 декабря 2018, Суваннавира


Резюме предыдущих лекций

Как мы уже слышали, однажды ночью Будда сидел на природе и дышал свежим воздухом. Это было полнолуние, вокруг него сидело большое количество бхиккху (учеников). Они сидели вместе, не двигаясь, молча, не час, не два, а целую ночь.

К восходу солнца что-то произошло с одним из учеников, из-за которого возник вопрос: что такое буддизм? Или что такое дхамма? Точнее, что такое Дхамма-Виная (теория и практика)?

Будда ответил посредством образа. Он сказал, что Дхамма-Виная - это океан, великий и могучий океан со странными и чудесными качествами. Одно из этих качеств можно выразить в стихотворении:

Единый вкус у морских глубин:
солёные в море воды.
Так и у Дхаммы вкус один.
И это вкус свободы.

Мы начали рассматривать это качество "вкус свободы", рассматривать идею свободы и увидели, благодаря чему возникает свобода на духовном пути, увидели, что свобода невозможна без «знания-видения вещей такими, как они есть».

Возникновение «знания-видения вещей такими, как они есть», которое также называется вхождением в поток, - это критический этап на духовном пути. Он происходит, когда полностью реализован предыдущий этап пути по спирали – медитативное состояние самадхи.

Этот переход очень важен и понимание, как сделать это изменение, тоже очень важно. Это изменение происходит, когда мы прорываем три оковы, три нижних оковы (всего на духовном пути десять оков). Но не стоит думать, что эти оковы находятся в начале духовного пути.

Первые три оковы удерживают человека в нижней сфере мирского существования. Когда мы их прорываем, мы больше не можем существовать в ней. В традиционном буддизме на санскрите они известны как:

саткая-дристи (фиксированные собственные воззрения),
вичикитса (скептическое сомнение),
шилаврата-парамарша (привязанность к моральным правилам и религиозным ритуалам).

На предыдущей лекции мы кратко рассмотрели их традиционное объяснение. Однако в лекции «Вкус свободы», прочитанной в 1979 году, Сангхаракшита описал эти оковы более доступно, современными словами, чтобы помочь нам нонять, как прорвать их в нашей жизни.

Первая окова саткая-дристи - тема сегодняшней лекции. «Сат» означает истинный или настоящий», «кая» означает «тело», «дристи» - «воззрение». Все выражение можно переводится как «фиксированное представление о собственном Я» или «фиксированное представление о себе».

Однако что такое фиксированное представление о собственном Я? Чтобы передать смысл этой оковы, Сангхаракшита использовал английское слово habit (на русском – привычка). Это склонность действовать и поступать определенным образом. Когда мы говорим о привычках, мы говорим о действиях и поступках. Наши действия и поступки - это и есть мы сами. Человек - это совокупность действий и поступков, действий и поступков тела, действий и поступков речи, действий и поступков ума.

Вне действий и поступков тела, речи и ума человеческие существа не существуют. И если у нас есть склонность действовать определенным образом, а она, конечно, есть у каждого, то у нас есть и склонность, чтобы существовать определенным образом. Но человек, который избавился от старых привычек, который оставил позади прежнего себя, это уже новый человек.

Синонимом к новому человеку в данном контексте является выражение «подлинный индивидуум». Это выражение и его антоним «член группы» отсутствуют в священных писаниях буддизма. Сангхаракшита использовал их в своих лекциях, чтобы объяснить с других точек зрения учение дхаммы для людей, живущих на Западе.

Итак, что означают выражения «подлинный индивидуум» и «член группы». Как они относятся к жизни Будды?

Когда будущий Будда покинул свой дом и проскакал на лошади на край своей страны, сбрил волосы и бороду и надел желтую робу отшельника, тогда он покинул группу. Точнее он покинул группы «семья» и «страна» и оставил позади социальное положение, которое у него было, когда он был принцем. Он стал бездомным отшельником, личностью или индивидуумом, который искал истину. Его искание закончилось шесть лет спустя, когда под деревом бодхи он стал Просветленным.

Возвратимся к теме нового человека. Сангхаракшита считал, что от «подлинного индивидуума»» можно ожидать пять качеств:

эти люди осознаны,
эмоционально позитивны,
ответственны,
восприимчивы,
творчески настроены, креативны.

Подробнее об этих пяти качествах можно прочитать в книге Сангхаракшиты «Что такое Сангха?».

Здесь же я хочу обратить внимание на то, что новый человек - это человек, который постоянно действует творчески. И именно это является подлинным значением доктрины анатта. Анатта - слово на пали, которое буквально значит «не-я», «не-самость».

Однако не стоит думать, что эта доктрина говорит о том, что буквально здесь и сейчас наше Я не существует. Смысл её в том, что потенциально у нас всегда есть возможность для реализации новой самости. И каждая новая самость всегда немного лучше, чем предыдущая.

Однако сделать такой прогресс и стать новым человеком непросто. Почему так?

Одна из причин - это другие люди. Нам мешает не только склонность действовать определенным образом, о которой мы говорили ранее, но и то, что другие люди склонны переживать нас определенным образом. Они переживают нас, какими мы были, а не такими, какими мы есть сейчас. Они не обращают внимания на человека, который сейчас перед ними, но видят только человека, который существовал в прошлом. Совокупность всех людей, которые нас так переживают, можно назвать группой.

Между «подлинным индивидуумом» и «членами группы» всегда есть разногласия и даже конфликты. Они движутся в разных направлениях. Можно сказать, что для прорыва первой оковы саткая-дристи, оковы фиксированного представления о собственном Я, оковы привычек, нам необходимо не только освобождение от прежнего способа существования, но так же и освобождение от группы. И нам это нужно сделать, даже если мы не ускачем на лошади вглубь своей страны и продолжаем жить там, где мы жили.

No comments:

Post a Comment