Friday 14 June 2019

Буддизм. Вкус свободы 10 Разрыв между ощущением и страстным желанием


Вкус свободы 10

Разрыв между ощущением и страстным желанием


31 января 2019, Суваннавира

Вспомним контекст, в котором мы рассматривали эту тему.

Однажды ночью Будда сидел на свежем воздухе на природе в лесу. Это было полнолуние, вокруг его сидело большое количество бхиккху (учеников). Они сидели вместе, не двигаясь, целую ночь.

К восходу что-то произошло с одним из учеников. Из-за этого возник вопрос: что такое буддизм? Или что такое Дхамма-Виная (Дхамма - теория, Виная – практика)?

Будда ответил не с помощью мысли или интеллектуальной идеи, а посредством образа. Дхамма-Виная - это океан, могучий и великий океан со странными и чудесными качествами. Одно из этих качеств - вкус свободы.

Дух этого качества можно выразить посредством строк:

Единый вкус у морских глубин:
солёные в море воды.
Так и у Дхаммы вкус один.
И это вкус свободы.

Мы рассматривали тему свободы в контексте духовного пути (Пути по спирали). И выяснили, где находится свобода на духовном пути в целом.

О Пути по спирали я кратко рассказал. Но затем решил объяснить его подробнее. Поэтому на прошлой лекции мы сделали шаг назад и рассмотрели Путь по спирали в контексте закона обусловленности.

Сегодня я решил сделать ещё один шаг назад и рассказать о Пути по спирали с практической точки зрения.

Лекция будет недолгой. После неё стоит понять на практическом опыте то, о чем в ней шла речь.

Неделю назад мы рассмотрели тему обусловленности, закон обусловленности.

Мы видели, что этот закон является основополагающим принципом буддийского мышления.

Cформулировать его очень просто.

Если наличествует А, возникает Б, если отсутствует А, Б не возникает.

Никакие явления не исключаются из закона обусловленности ни на физическом уровне, ни на ментальном.

Мы видели на прошлой лекции, эта обусловленность неоднородна. Действуют два вида закона обусловленности:

циклическая обусловленность
прогрессивная обусловленность

Циклическая обусловленность - это процесс действия и противодействия между противоположными факторами. Например, между удовольствием и болью, счастьем и горем, приобретением и потерей. В более широком горизонте - между рождением и смертью. Это процесс без настоящего прогресса, без настоящего развития. Его символ - колесо. Мы ходим по кругу, вокруг и вокруг...

В буддизме можно найти символы, которые образуют такую обусловленность. Например, сансара, которая переводится как бесконечный цикл рождения и смерти. Или тибетское колесо жизни.

Второй вид - прогрессивная обусловленность. Это процесс взаимодействия между факторами, которые усиливают друг друга. Здесь каждый последующий фактор подкрепляется воздействием предыдущего (а не противодействует ему).

Если существует удовольствие, возникает не боль, а счастье. Если – счастье, возникает - не несчастье, а радость. Если существует радость, возникает восторг, затем покой, за ним — блаженство.

Символ такой обусловленности - спираль. Это движение по спирали, мы никогда не возвращаемся в то место, в котором мы уже были. Движение - всегда вперед.

В учении о Колесе жизни - 12 нидан (стадий, буквально - звеньев) и три точки, в которых можно перейти от колеса в спираль, от циклической обусловленности в прогрессивную. И сегодня мы рассмотрим одну из этих точек, которая находится между 7-й и 8-й нидане.

Седьмое звено - это ощущение. Оно может быть приятным, неприятным или нейтральным. Если существует ощущение, возникает страстное желание (8-е звено), которое можно разделить на страстное желание, ненависть или заблуждение.

Если у нас приятное ощущение, то у нас страстное желание, чтобы это ощущение продолжалось. Если для вас это звучит слишком строго, можно просто думать о внезапном прекращении приятного ощущения.

Если у нас неприятные или болезненные ощущения, мы больше не хотим их испытывать, мы стараемся их избежать.

Если у нас нейтральные ощущения, мы запутаны, не знаем, как к ним относиться.

Вот что важно здесь. В английском есть выражение

stay in the gap
Его можно перевести как «остаться в разрыве» между ощущениями и страстными желаниями. Смысл его в том, чтобы не реагировать автоматически на ощущение жаждой или страстным желанием. Это важно понять это не только теоретически, но и практически. Каждому нужно иметь собственный практический опыт.


No comments:

Post a Comment