Tuesday, 1 October 2019

Буддизм. Вкус свободы 15 Свобода и путь по спирали: запредельный путь


Вкус свободы 15

Свобода и путь по спирали: запредельный путь


14 марта 2019, Суваннавира

Окей. Вкус свободы 15. Пятая лекция о Пути по спирали.

И как всегда... Однажды ночью Будда сидел на природе на свежем воздухе в лесу. Было полнолуние. Вокруг него сидело большое количество учеников. Всю ночь они сидели молча, не двигаясь.

К восходу что-то произошло с одним учеником. Из-за этого возник вопрос: что такое буддизм? Что такое Дхамма? Точнее, что такое Дхамма-Виная (теория и практика)?

Будда ответил посредством образа. Дхамма-Виная - это океан. Могучий и великий океан со странными и чудесными качествами. Одно из которых - вкус свободы:

Единый вкус у морских глубин:
солёные в море воды.
Так и у Дхаммы вкус один.
И это вкус свободы.

В этих лекциях мы уже рассматривали тему свободы и её место на духовном пути. И нам стало ясно, что нужно рассмотреть Путь по спирали в целом.

Так мы и сделали. Мы увидели, что Путь по спирали состоит 12 духовных переживаний (стадий или духовных состояний). Каждое следующее возникает от полного развития предыдущего.

Мы начали с духкхи, которую можно перевести как неудовлетворённость. Точнее как осознанную неудовлетворённость. Это первый этап.

Если существует духкха (неудовлетворённость), возникает шраддха, которую можно перевести как вера или доверие. Это неточный перевод. Сангхаракшита поэтически говорил, что шраддха - это отклик чего-то запредельного в нас на что-то запредельное во вселенной.

Мы также видели, что шраддха является положительной эмоцией, и что мы можем развивать её посредством пуджи и других практик.

Если существует шраддха, возникает радость. Мы нашли настоящий смысл жизни. Мы стали жить более искусно, и это дает нам радость.

Если существует радость, возникает восторг. Это первая стадия, связанная с медитативными состояниями (дхьянами). Восторг мы можем переживать и на ментальном и на физическом уровне (волосы стоят дыбом, появляются слезы, мурашки на теле).

Если существует восторг, возникает покой (умиротворение). Это вторая стадия, связанная с медитативными состояниями. Почему покой? Потому что здесь успокоились все физические проявления восторга.

Если существует покой, возникает блаженство (сукха на пали и санкрите). Это состояние яркого счастья, когда все наши эмоциональные энергии текут вместе, без конфликтов.

Если существует блаженство, возникает самадхи (сосредоточение). Здесь все наши эмоциональные энергии текут вместе и сосредоточены на одном объекте. Когда мы говорим о сосредоточении, это не значит, что мы сосредоточены силой воли. Это сосредоточение спонтанное и естественное.

В этом месте мы закончили неделю назад. И в этом месте мы закончили мирскую часть Пути по спирали.

Сейчас мы начинаем запредельную часть Пути.

Если существует самадхи (сосредоточение), возникает «знание-видение вещей такими, как они есть». На санскрите — ятха-бхута-джняна-даршана, на пали — ятха-бхута-джняна-дарсана.

Это критическое место на духовном пути: мирской путь закончился, и мы отправляемся в запредельный.

Согласно другому учению буддизма переход от самадхи (сосредоточения) к «знанию-видению вещей такими, как они есть» совершается, когда мы прорываем три нижних оковы.

Мы рассмотрели их подробно несколько недель назад, до начала лекций о Пути по спирали.

Первая окова — это саткая-дристи, фиксированные представления о себе, о собственном Я.

Вторая окова — вичикитса, скептическое сомнение.

Третья — шилавратапарамарша, привязанность к моральным правилам и религиозным ритуалам.

Сангхаракшита перевёл эти оковы более доступными для современных людей словами. Первую он назвал оковой привычки, вторую - оковой смутности, третью - оковой поверхностности.

Мы ослабляем и прорываем первую окову, когда постоянно творчески настроены, действуем творчески и не следуем привычкам, которые у нас есть.

Вторую окову мы преодолеваем, когда думаем и размышляем ясно и точно.

Третья окова преодолевается, когда мы действуем с коммитментом. Это английское слово можно перевести как решительность.

Согласно традиционному учению, когда преодолены эти три оковы, мы становимся вошедшими в поток, который ведёт в нирвану. Мы уже не можем вернуться назад, не можем переродиться в нижней сфере колеса жизни, и Просветление в этой или в одной из следующих жизней определённо произойдёт.

Если существует «знание-видение вещей такими, как они есть» возникает отстранение. На санскрите — нирведа, на пали — ниббида. Это слово иногда переводится как отвращение. Но Сангхаракшита говорил, что такой перевод слишком психологичен.

Он напомнил при этом, какие этапы мы прошли, чтобы оказаться здесь.

От полного развития радости возник восторг.
От полного развития восторга возник покой.
От полного развития покоя возникло блаженство.

Мы уже пережили много интенсивных положительных эмоций и состояний, и говорить здесь об отвращении неуместно.

Отстранение Сангхаракшита пояснял на таком примере. Представим себе, что мы находимся в пустыне и видим мираж. Для человека, который видит мираж и думает, что он реален, очень важно добраться туда. Но если человек знает, что это мираж, добраться туда становится уже не так важно.

Отстранение не всегда означает отстранение на физическом плане. Это не значит, что мы убегаем, чтобы жить в одиночестве. Представим себе ребёнка, играющего с игрушками. Для него это дело всей его жизни. Но взрослый человек, который играет с ребенком, понимает, что это просто игра. И для него это не так важно.

Тоже самое происходит в социальной сфере, когда мы играем роли и носим маски. Мы знаем, что это просто игра, просто маска, и что она не может нам дать полного удовлетворения.

Если существует отстранение, возникает бесстрастие а санскрите — вайрагья, на пали — вирага).

Всё может случиться, но мы остаемся в состоянии равностности и духовной непоколебимости.

Будда был на пороге просветления, когда к нему пришёл Мара. Это мифическая фигура, дьявол, который делал всё возможное, чтобы помешать Будде освободиться и стать Просветленным.

Будда медитировал, и Мара прислал к нему армию безобразных демонов и тварей. Но камни, стрелы и языки пламени, которые они извергали, превратились в цветы и упали к ногам Будды. Он продолжал медитировать.

Тогда Мара прислал к нему трёх своих прекрасных дочерей Похоть, Страсть и Усладу. Будда не открыл глаза и продолжал медитировать.

Это пример состояния духовной непоколебимости, которое отличается от состояния стоической апатии (иногда люди понимают учение таким способом).

Если существует бесстрастие, возникает свобода (на санскрите - вимукти, на пали — вимутти). Это одиннадцатый этап. Здесь свобода не означает делать то, что мы хотим или получить то, что мы хотим.

У неё есть два аспекта.

Субъективный. У нас нет искажения, происходящего от эмоциональной и психологической обусловленности. Мы свободны от субъективности.

Объективный. Мы свободны от неверных воззрений, теорий и мнений и видим мир непосредственно, без искажений.

Оба эти аспекта дают нам Вкус свободы.

Если существует свобода, возникает знание о разрушенности ашрав (на санскрите - ашраваксаяджяна, на пали — ашраваккхаянана).

Здесь человек не только свободен, но он еще и знает, что свободен. Можно сказать, что это свобода от трех ментальных ядов (ашрав). Всего есть три ашравы.

Камашрава - это привязанность (или страсть) к переживаниям, получаемым посредством пяти органов чувств и разума (в качестве шестого чувства).

Бхавашрава - привязанность какой-либо форме обусловленного существования, в том числе к существованию в раю.

Авидьяшрава - привязанность к любой форме духовного неведения.

На этом этапе мы свободны, мы разрушили эти ментальные яды и добрались до конца духовного пути. Путь по спирали закончился. Мы стали Просветленными. Это, можно сказать, бесконечный конец.

И мы почти закончили серию лекций о Пути по спирали и Вкусе свободы.

Есть несколько заключительных моментов, о которых говорил Сангхаракшита. Им будет посвящена заключительная лекция.

No comments:

Post a Comment