«Брахмаджала сутта: сеть Брахмы», Суваннавира. 03.10.2020г
Слушать эти лекции: «Отдельные лекции»
Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн
Тема лекции - это «Брахмаджала сутта» из книги Дигха Никая Палийского канона. И чтобы объяснять почему я так и решил, я начинаю говорить, что люди часто спрашивают меня – почитал ли я ту, или другую книгу. Но чем я стал старше, тем я стал чаще и чаще отвечать нет. Это как возникла у меня философия об этом. Можно сказать, что лучше читать одну книгу десять раз, чем сто книг один раз. И поэтому я стал читать меньше и меньше. Я больше читал, когда я был младше. И одна из причин, что если книга глубокая, если автор, который написал книгу глубокий, мудрый и так далее. Что каждый раз мы читаем эту книгу, мы узнаём что-то новое. Это как-то мы считаем, это другая новая книга.
И одна такая книга для меня, которую я читал, которую я прочитал много раз, раз 6-7, может быть восемь, я не уверен это «Дигха Никая» Палийского Канона. Я даже прочитал его однажды на пали, читаю на английском, потом читаю текст на Пали. И сравнивал эти переводы, эти слова на двух языках. Что это такое Дигха Никая - это длинное собрание учения Будды. То есть самые длинные собрания, когда речь идёт о текстах, о сутрах в Палийском Каноне, который сам является самым древним текстом, который выжил до нас. И который нам расскажет то, чему учил исторический Будда, наверное они более аккуратны и более точнее всех. И передаёт то, что буквально ближе к чему, что буквально учил исторический Будда.
Конечно, трудно узнать и в точности на сто процентов быть уверенным чему он учил. В течении примерно 400 лет после его «Паринирваны» это учение сохранилось в устной традиции, поэтому невозможно быть на 100% уверенным, но это ближе всего, как я понимаю. И книга содержит 34 сутры в трёх разделах.
И первая из них, первая сутра первого раздела – Брахмаджала сутра и я бы хотел говорить про эту сутру. Как-то стараться описывать её в целом, чтобы дать вкус этой сутры. Я конечно не могу подробно рассказывать обо всём что находится, но это как-то неплохое резюме того, что она скажет. Я видел как обычно переводят Брахмаджала, на русском я нашел перевод этой сутры на сайте - Тхеравада.ру и они переводили Брахмаджала сутра, как «Сеть совершенства» и я согласен, что «Джала» можно перевести как сеть, да.
Но «Брахма» это другое дело, это верно, что Брахма можно перевести как самый высший. Но в индийской культуре Брахма это бог, это самый высший бог, в индийской мифологии до тех пор. И с ним есть с вязь с людьми, которые они в кастах, они называются «Брамины», браманизм в Индии. Они считают себя самой вышей кастой в Индии. Поэтому, потерять смысл слова Брахма, я думал, это потерять важный смысл сутры.
Можно сказать, что это важно, чтобы понять значимость этой сутры. Будда не принадлежал, даже, когда он родился к касте браминов. Он родился в семье «Кшатриев», в семье войнов. И даже его учения, когда он стал Буддой, сильно поставил под сомнение мировоззрения браминов.
И можно сказать, что были разногласия между ними – Будда, его учения и брамины. Если, вы читаете Дигха Никая в целом, вы будите встречаться с этими разногласиями не один раз. И то, что подумал Будда, о вере браминов это тема, которая повторяется несколько раз и эти разногласия продолжаются до сих пор, одним способом или другим.
Люди часто думают что быть, что быть духовно развитым значит, что мы соглашаемся с другими людьми постоянно, что нет никаких разногласий между нами. Но я чувствовал, как другие говорят, они ожидают, что всегда есть согласие между людьми, особенно если люди духовно развиты.
И я думал, что представим, что когда мы были в школе и представим, что тот, который стал того же возраста как мы, таких у меня в школе было 120 человек. Представим, что один из них однажды постиг истину, полностью постиг истину, истинно видел вещи как они есть, согласился ли этот человек с другими людьми? Или не соглашается? Я думаю, что не будет не одного человека, с которым встречается этот человек в школе, который постиг истину, абсолютно не будет соглашения, если он действительно постиг истину, он будет видеть и думать другим способом, чем остальные люди.
Поэтому, это нормально, это ожидаемо, что есть разногласия особенно, когда мы стараемся развиваться на духовном плане. Поэтому, это не страшно, что разногласия между Буддой и браминами продолжаются до сих пор.
И как раз сутра начинается со споров, но кто спорили, но в этот раз это не Будда, это не ученики. Он пошёл по дороге, нам скажут с собранием 500 учеников. Но они не спорили, спор был между двумя людьми, это странствующий аскет Суппия и его ученик Брамадатта.
И можно сказать, что учение Будды не только сильно поставил под сомнение мировоззрения браминов. Его учение очень сильно поставило под сомнение мировоззрение веры и других странствующих аскетов с тех пор. И их было много.
И Суппия и Брамадатта спорили. И Суппия сказал, как плохо – Будда, Дхарма и Сангха. И Брахмаддата сказал – как хорошо Будда, Дхарма и Сангха. И они оба последовали с Буддой и его учениками по дороге. И продолжали спорить об этом.
На следующий день, несколько учеников Будды спросили его об этом. И Будда ответил с учением, с советом, он сказал, что если вы приходите в восторг от того, как другие люди похвалили вас, как вы можете узнать – правда ли то, что они сказали, или нет – это вам будет препятствие для вас.
Также, если вы впадаете в уныние, после обвинения других людей, как еще раз вы можете узнать правда ли то, что они сказали или нет. Это также препятствие для вас – быть в восторге, быть в унынии.
И так начинается учение Будды, он продолжает. Затем есть краткий раздел об этике. В целом есть три раздела об этике, но начинаем с краткого раздела об этике. Есть несколько наставлений. И первый из них соответствует семи из десяти, наставления которые соблюдают члены ордена Триратна.
Можно сказать, что они общие наставления, принципиальные наставления, принципы, духовные принципы, которsе мы млжем принимать. Это не что-то конкретное, что-то специфическое, а принципы, которые мы можем принимать к разным случаям, разным обстоятельствам в которых мы находимся.
И потом, после этих семи наставлений есть несколько более подробных наставлений. И раздел закончится со словами – для того, чтобы наблюдать эти наставления миряне восхваляют Будду, восхваляют Татхагатту точно говоря. Это как миряне уважают Будду, потому что он следует этим наставлениям.
Это когда Будда говорит о себе в Палийском Каноне он использует слово – Татхагатта. Я думаю, что это как-то более подходящий способ для него, чтобы говорить о себе. Точно говоря, один перевод – тот, кто ушёл отсюда.
Затем – средний раздел для этики, в котором миряне продолжают восхвалять Татхагатту. И этот раздел содержит многие подробные, специфические наставления.
Любимое для меня, это то, поэтому я буду чуть рассказывать об этом. Пока некоторые аскеты и брамины были зависимы к таким разговорам о королях, о грабителях, о министрах, об армиях, об опасностях, о войне я бы сказал можно как-то современным языком сказать, что это разговоры о политике, о современных делах. Когда я воздерживаюсь от таких разговоров, я чувствую спокойствие. И да, мне это приятно. И аскет Готама воздерживается от них. Поэтому, это как-то даёт вкус того, что находится в середине раздела об этике.
И ещё длинный раздел об этике, продолжает включать в себя много экзотерических практик и закончится словами, что миряне восхваляют Будду, что он следует этим практикам. Но здесь начинается что-то более глубокое.
Будда сейчас нам скажет, что есть другие вещи, глубокие, трудные для рассмотрения, трудные для постижения, несущие покой, возвышенные, недоступные рассудку, тонкие, ведомые лишь мудрецами, которые провозглашает сам Татхагатта. Познав их и увидев собственными глазами и по истине, ради которой стоит восхвалять Татхагатту и эти вещи.
Он продолжает говорить о 62 видах неправильных взглядов, о 62 видах спекулятивных взглядах.
И начинает сперва, о взглядах о вечности, самости и мирах. И продолжает объяснять на каких условиях, на основе каких причин аскеты стали так думать и верить. Однако Татхагата знает, что эти взгляды, когда мы ухватываемся и приклеиваемся к ним ведут к определённой судьбе в другом мире. И Татхагата это знает, но он не цепляется к этому знанию. И без цепляния он найдёт совершенный покой. И даже понимая без возникновения и исчезновения ощущения и чувств, как они привлекательны и опасны. И что это такое - освобождение от них. Татхагата освобождался без остатка, поэтому это всё находится в место того, что он скажет по поводу этих взглядов.
Но он продолжает говорить о взглядах. Есть взгляды о том, что мир частично вечный и частично не вечный. И на основе каких причин аскеты стали так думать и верить.
И в этом разделе он объяснил почему Брахма возникал и стал считаться себя, что он Брахма, что он господь, что он творец. И также объясняет, как это будет, что происходит с существами, пока они не могут переродиться пока мир не готов к тому, что они переродятся.
И Будда продолжает список взглядов, есть взгляды о том, что мир конечный или бесконечный, когда речь идёт о расстоянии мира. Взгляды о том, как всё случайно возникает, разные спекулятивные взгляды о прошлом, будущем, доктрина о сознательном выживании, продолжении жизни после смерти. И доктрина о бессознательном выживании продолжении жизни после смерти. И взгляды об уничтожении и о тех, кто говорит, что мы испытываем Нирвану, Нибанна на пали.
В целом есть эти 62 взгляда. Будда сказал, что каждый из них основан на чувствах и ощущениях тех, кто не знает и не видит. Тех, кто имеет взгляды на основе спекуляции тех, кто имеет фиксированные взгляды. Они попали в ловушку, они попали в сеть. У этой сети есть 62 раздела, это разделы этих взглядов.
И Будда продолжал с образом, он сказал – такие люди, которое попали в эти в эти взгляды, они как рыбы, у которых есть опытный рыбак, или его молодой человек и как они могут ловить рыбу в сеть, чтобы не один из них не мог избегать сети. И эти взгляды как-то это не только случайно, что есть 62, это как в тоже время были все возможные взгляды, спекулятивные взгляды, которые существовали.
Поэтому сказано, что когда мы живём в мире, где то, что мы знаем, то что мы думаем, то что во что мы верим зависит от взглядов, мы также попали в ловушку, мы находимся в сети опытного рыбака.
И мы почти закончили, Будда стал что-то говорить про себя нконец-то. Тело Татахагатты продолжает быть, но связь со становлением разрушена. Пока тело продолжает существовать, то люди и боги, (дэвы в тексте) способны его видеть. Но после распада тела люди, боги (дэвы) его больше не видят. Так говорил Будда и его ученики радовались. И пока говорил Будда, то десятитысячная мировая система дрожала.
И с дрожью этой десятитысячной мировой системы заканчивается сутра.
x
No comments:
Post a Comment