«Двенадцать нидан», Суваннавира, 03.12.2020
Слушать эти лекции: «Отдельные лекции»
Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн
Последние несколько недель мы рассматривали учение о том, как называется на санскрите «Пратитья-самутпада», которая мы переводим на русском, как обусловленное со-возникновение и специфическое учение о 12 нидан, которое можно перевести как 12 звеньев, или 12 звеньев цепи.
И если есть общий буддийский, философский принцип вселенской обусловленности, тогда когда мы принимаем этот принцип к процессу перерождения, так у нас и появилось учение о 12 нидан.
И несколько из них мы уже рассматривали, рассматривали тему – почему мы умираем. И мы прошли 12, 11, 10, 9, 8, 7. Но, чтобы быстро сделать резюме седьмая - это ощущения, приятные ощущения, неприятные ощущения или нейтральные ощущения. И в зависимости от ощущения возникает страстное желание. Или точнее страстное желание от приятных ощущений и ненависть от неприятных ощущений и заблуждение от нейтральных ощущений, то есть ощущения, о котором мы не знаем - это приятно или нет. И в зависимости от страстного желания возникает привязанность.
Страстное желание и мы видели три вида его: «Карма-чанда» - желание чувственного опыта; «Бхава-танья» - желание продолжать свою жизнь вечно, в особенности после смерти в раю и «Вибхава-танха» - желание не существует.
И в зависимости от страстного желания возникает привязанность, и мы видели есть четыре вида его. Как более известное – привязанность к материальным вещам, но также привязанность к взглядам – нашей точки зрения и к духовной практике, к этике и духовным практикам. Это является объектом привязанности и к душе (вечная, неизменная, отдельная самость).
И в зависимости от привязанности возникает образ жизни.
И мы видели неделю назад, как существуют шесть сфер. Сферы в колесе жизни и мы видели их одну за другой: мир животных; человеческий мир; существа, которые существуют в аду, голодные духи и асуры, титаны и существа в раях, которые в буддизме нам скажут - это состояние не является вечным. Может быть, оно длится очень долго, но не вечно.
И в зависимости от привязанности возникает образ жизни. Это последняя нидана, которая касается нашей нынешней жизни.
В зависимости от образа жизни возникает рождение, это будущая жизнь.
И в зависимости от рождения, однажды как мы родились, ничего в мире не может спасти нас от того, как мы умираем, поэтому в зависимости от рождения возникает старость и смерть.
И сегодня мы начинаем с первой. И первая и вторая нидана возникает в прошлой жизни. Как мы видели одиннадцать и двенадцать – рождение, и старость и смерть возникает в будущей жизни, эти две ниданы, которые мы рассмотрим сейчас. Первая и вторая возникает в прошлой жизни. Поэтому, учение в целом распространяется через три жизни.
И что это такое первая нидана? Что это за первая нидана? Это «Авидья», которая переводится с санскрита как заблуждение, всё начинается здесь. Но это не заблуждение в интеллектуальном смысле этого слова, а отсутствие скажем духовной осознанности. «Авидья» это прямой антоним того, что мы знаем как «Бодхи» или Просветление. Если наша цель – это Просветление, то «Авидья» это те же глубины из которых мы туда пришли. Если «Бодхи» - это свет, то «Авидья» это темнота.
Из чего состоит заблуждение? Оно состоит из разных на пали «Мичча-диттхи», на санскрите «Мичья-дассана», то есть неправильный способ видеть и понять мир и себя.
И несколько примеров, есть много, но приведу два даже. Первый - это взгляд, это вера скажем, что обусловленные вещи могут быть вечными, в том числе и душа.
И вторая – вера в личного Бога, который создал мир, который создал вселенную.
И в зависимости от заблуждения возникает «Самскара», буквально «Самскара» переводится как подготовка, но часто переводят как волевые акты. И здесь мы имеем в виду – совокупность ментальных условий, которые по законам кармы вызывают первый момент состояния новой жизни.
В двенадцати нидан самскара переводится как образование кармы, то есть это волевые акты, которые связаны с разными состояниями сознания – искусными или не искусными состояниями сознания.
Можно сказать, что искусные состояния сознания ведут к счастливому рождению и не искусные состояния сознания ведет к несчастливому рождению. Но конечно наивысшая цель буддизма – не перерождаться совсем.
Но интересный вопрос – какое отношение между ними (заблуждение и образование кармы)? Если заблуждение является - состояниями опьянения, то образование кармы - это действия, которые мы совершаем в этом состоянии. Это то, от которой, вызывает нашу нынешнюю жизнь.
И в зависимости от образования кармы возникает сознание. Здесь речь идёт о первой нидане нынешней жизни. Заблуждение и образование кармы является условием для нашей нынешней жизни и здесь речь идет не о сознании в обычном смысле этого слова, а о сознании как присоединяющем сознании. Оно присоединяет психику к новому организму, оно соединяет психику с новым организмом. Для этого должны быть три условия. Присоединение к новому организму нуждается в трёх условиях.
Первый - это акт секса, половой акт. Второй, это женщина готовая к беременности, к вынашиванию плода. И третий это последний момент сознания старой жизни, последний момент сознания старого существования. И вот три условия, которое нам нужны, для рождения в новой жизни.
И в зависимости от сознания возникает «Нама-рупа». «Нама-рупа» переводится как имя и форма. И речь идёт о физическом теле, а также об ощущениях, восприятиях и волевых актах, они конечно являются четырьмя из пяти скандх. Сознание - это первая и вот вторая, третья, четвёртая и пятая.
И в зависимости от имени и формы возникает «Садаятана». «Садаятана» - шесть основ, более известные нам, как шесть чувств, то есть пять обычных чувств и ум, которое считается шестым. Они являются основами для наших контактов, с вещным миром.
И в зависимости от шести основ возникает «Спарша». И «Спарша» переводится как контакт или впечатление, то есть контакт между чувствами и объектами чувств. Например между глазами и формами, между ушами и звуками и так далее.
В зависимости от контакта возникает «Ведана», которая переводится как ощущение. Наш старый друг, мы закончили цикл, потом ощущение, потом страстное желание, потом привязанность, потом образ нынешней жизни, потом рождение в будущем, и старость и смерть в будущем.
И мы видели как связь между нашей нынешней жизнью, между теми ощущениями и страстным желанием - это место где мы можем сделать духовный прогресс. Если мы не реагируем страстными желаниями на ощущения. Цикл двенадцати нидан нарушается и это путь к духовному освобождению.
И вот то, что я вам хотел рассказать во время лекции сегодня.
Медитация-размышление о двенадцати нидан.
Первая нидана - это заблуждение.
Вторая нидана - это образование кармы. В зависимости от заблуждения возникает образование кармы, присоединяющие сознание.
Третья нидана - это сознание. В зависимости от образования кармы возникает сознание.
Четвёртая - это имя и форма. В зависимости от сознания возникает имя и форма.
Пятая - это шесть чувств, о есть пять обычных чувств и ум, который считается шестой. В зависимости от имени и формы возникает шесть чувств.
Шестая - это контакт, контакт с внешним миром. В зависимости от шести чувств возникает контакт.
И седьмая - это ощущения. В зависимости от контакта возникают ощущения.
И восьмая - это страстное желание, ненависть и заблуждение. В зависимости от ощущения возникает страстное желание, ненависть и заблуждение.
И девятая - это привязанность. В зависимости от страстных желаний возникает привязанность.
И десятая – образ жизни. В зависимости от привязанности возникает образ жизни.
И одиннадцатая – рождение, новое перерождение. В зависимости от образа жизни возникает рождение.
Двенадцать – старость и смерть. В зависимости от рождения возникает старость.
И мы закончили размышление о двенадцати ниданах.
No comments:
Post a Comment