Сутра сердца III, Падмайогини, 26.12.23
Ок, я начинаю с тем, чтобы говорить – просить прощения у Суваннавиры, если ему сложнее переводить сегодня. Я только успела прислать ему текст чуть до начала урока. Причина в том, что пришли много друзей и каникулы у нас были. Рождество вчера, 25 декабря. Но неделю назад, мы начали рассматривать нашу тему, тему 5 сканд. Это форма, это ощущения, это восприятие, волевые акты и сознание. И первая из них, это форма, это рупа и мы начали рассматривать своё тело.
И Авалокитешвара говорит в сутре сердца, что эти 5 сканд, они пусты и надо их видеть с качеством - совершенная мудрость. Поэтому, что то такое, эта совершенная мудрость? Это мудрость за пределами всего, в точности за пределами обычного ума, за пределами интеллекта, за пределами научного ума.
Но это не обозначает, что наш обычный ум, это что-то не нужное. Нам нужен этот обычный ум и процессы размышления, обычные процессы размышления, чтобы жить в мире. И этот способ использования собственного ума, можно считать это как относительная истина, предварительная истина, как говорит, как учит Сангхаракшита.
Поэтому, эта совершенная мудрость, эта пранья-парамита, эта мудрость, это можно видеть, можно считать это как более интуитивный способ видеть мир. Это интуитивное знание, что-то без понятий, без концепций, не двойственный, это как непосредственный способ иметь опыт себя и опыт мира. И видеть мир таким способом, это как Будда видит мир. И потому что у нас есть связь с Буддой, когда речь идёт о самых глубоких частях себя, это обозначает, что мы можем так и видеть мир и себя, и вещи.
И даже у нас есть способность распознать эту способность видеть мир, когда мы слышим об этом, когда мы переживаем что-то похожее к этому. И мы вернёмся к пустоте, к шуньяте. Это не то, что как коробочка, которая пуста. Что-то было в коробочке и потом кто-то открыл коробочку, взял то, что есть и сейчас коробочка пуста. Это не так.
Это обозначение пустоты, это как ничего не существует в коробочке. Но вещи пусты от чего-то и что это такое, это их воображаемая природа. Они пусты от их воображаемой природы. И включают в себя такие качества, как постоянство, что-то которое существует на самом деле и отдельные свойства, говорим, это достаточно, да. Они пусты от того, что есть отдельные свойства.
Ок, я буду говорить чуть-чуть о собственном опыте и как практиковать таким способом. Когда речь идёт о собственном теле.
Да и на следующем занятии мы рассматриваем такие темы как наше восприятие, наши ощущения, наше сознание. Но сегодня, это наше тело. И я хочу сказать, что это стоит, когда я говорю об этом, чтобы мы подумали, воспринимаем собственное тело.
Как понимает каждый человек для себя, что это такое пустота. И время для размышления, время для вопросов это будет чуть позже. Ранние опыты своего тела, как когда я играла. Это поросший травой холм, это детская игра. Во время это зимой, когда есть. Это детская игра скажем. Мне был приятен этот опыт. И были сбиты колени.
Я была голодна, чувствовала, что мне нужно кушать, такие ощущения. Я не любила расчесываться. Чтобы волосы были длинные и мне было неприятно. И у меня опыт, что я вырастала из своей одежды. Такой опыт, не сложный.
Но этот опыт, что у меня не сложные понятия о теле. И когда я стала тинейджером, стали существовать физические измерения и некоторые из них мне были неприятны. И сильный опыт в уме, когда мальчик и девушка встретятся и вдруг как я выгляжу, как выглядит мое тело стал очень важен. Такие вопросы – была ли я слишком толстая, прыщи на лице, выпрямление волос. Да и много больных ощущений, неприятных эмоций существовали об этой теме для меня.
И мы прыгаем вперёд и я встречаюсь с дармой. Мне стало понятно, что я попробовала не испытывать своё тело. Мне стало видно, что я была более счастливым человеком, когда я только жила в уме, когда я думала о чём-то, когда я изучала в школе. Когда я использовала воображение, чтобы видеть художественные картины и так далее.
Я стала думать о дарме, что это вопрос – изменить свой ум, изменить свое понимание себя и своё понимание мира. Поэтому такие медитации, как когда мы осознаём своё тело, это что-то новое для меня. И я стала чувствовать себя более удобно в своём теле, тело у меня стало удобнее. И я стала исследовать идеи о том, как мы отделяем ум и тело. И исследовать тот факт, что обычно наше сердце не имеет место в нашей личности, как мы относимся к миру. Нет места для сердца.
И я рано нашла сутру сердца, когда мы пели семичленную пуджу вместе. И у меня как-то не точное понятие того, что это такое за шуньята, что это такое за пустота. И как я сказала неделю назад что-то, какое-то значение этих учений проникало в меня. Но тем не менее понятие этих учений я не очень хорошо поняла.
Я знала, что в моём теле есть такие атомы, атомы которые возникают и исчезают. Да мне нравится эта идея, что все постоянно изменяется. И мне приятно было слушать об атомах в физике. Но тем не менее, когда я заболела, например мне было удивительно, я что да, чувствовала такую вещь, что да нельзя, чтобы это происходило со мной. Я могу стать, как-то гнев возникает, если моё тело не сделало то, что я хотела от него. И теперь, когда я стала старше я признала, что у меня есть идея о себе, что я более молода.
И может быть где-то в уме я думаю, что я буду самый первый человек, который не умирает. И такой опыт не всегда приятный конечно, где-то в уме есть страдание, размышляю об этом. И я признала, как-то, что что-то держит меня когда я так и поступала. И дарма нам рассказывает, что мы все держим для чего-то.
И я признала, что я страдаю, когда я держусь за идею о себе. Я страдала, когда я держалась за идею о теле. И я признала, что такие идеи о теле, это что-то отдельное от моего тела, такие идеи не совпадали с телом, это что-то отдельное от тела. добавили идеи и понятия к опыту тела. И я добавила такие идеи к опыту о теле. И я продолжаю делать что-то всё ещё как-то.
И такие идеи, такие понятия, согласно совершенной мудрости, моё тело пусто от этих идей. Во время медитации, когда я размышляю о собственном опыте, я могу видеть, что если я испытываю своё тело только как чистые ощущения, на уровне чистых ощущений, то да существуют просто такие ощущения, которые возникают и исчезают – жара, холод, боли, что-то мягко, воздух, ощущения воздуха, внутренние звуки и так далее.
Если я могу расслабиться иметь такой опыт, эти ощущения, испытывать эти ощущения и не добавлять что-то к этому и не добавлять, что – мне приятно или не приятно, если мне не приятен этот опыт не так добавить. И если я расслаблюсь, открывается пространство, если я расслаблюсь, становлюсь расслабленной в этом пространстве, то возникает радость, счастье даже.
Есть чувство, что нет, ничего не нужно делать, кроме того, как испытывать собственный опыт в жизни здесь и сейчас. И всё хорошо просто так, как есть. И когда у меня есть такой опыт пространства, такой опыт открытия/открытости я найду, что это возможно включить мои связи с другими вещами, то есть с другими людьми. И видеть, и чувствовать, что мы не отдельны на абсолютном уровне. Это не то, что мы абсолютно отдельны друг от друга.
Я остановлюсь здесь и спрошу Суваннавиру, если он хочет что-то добавить. Я только хочу добавить, что мне было приятно слушать, слышать эти объяснения практики.
И возможность для размышления, то есть как мы понимаем такой опыт - пустота тела, пустота нашего тела. как мы понимаем, пустота когда речь идёт о форме. Или есть другие вопросы, которые возникают прямо в тот же момент. Если есть вопросы.
Екатерина: вот эти ощущения пустоты тела и восприятия вещей так как есть, которые происходят не является ли это отчуждённой осознанностью вот той самой, о которой говорим в практике.
Ответ - это не что-то отчуждённое, это то самое более глубокий, более полный способ испытывать своё тело.
Екатерина: спасибо большое за ответ и ещё один вопрос можно задать?
Ответ: я бы хотела добавить, что когда я только начала изучать дхарму-, практиковать дхарму, я была в отчуждённом состоянии от тела, потому что я хотела думать только о том, что происходит в уме на рациональном уровне.
Екатерина: то есть ощущения, которые происходят в теле, в уме мы не даём обозначения этому, приятные/не приятные состояния и так далее?
Ответ: это то, что мы испытываем своё тело, но без того, что мы думаем – а, это приятно, а мне это не приятно. Это просто мы испытываем то, что есть.
Екатерина: почему мы не можем думать об этом – почему это приятно, или почему это неприятно?
Ответ: потому что, если мы так и сделаем – это приятно или не приятно, мы для себя открываем мир страдания. Так говорит дарма. Потому что, если нам нравится что-то мы хотим продолжать испытывать то, что нам нравится и мы не хотим остановиться испытывать.
Мы стараемся держать что-то, если нам нравится и что-то больше у нас нету и мы чувствуем страдание, боль, разочарование, неприятно, грустно. Или что-то нам больно, нам не нравится, чтобы мы больше не испытывали такие ощущения. Но тем не менее, если что-то приятно и мы скажем про себя – да мне нравится, да мне не нравится и больше ничего не существует, да это ок, если это просто – мне нравится, точка.
То, что мы ищем, это исследование подлинной природы нашего опыта и сделать это с терпением. И чтобы иметь такие качества как равностность к опыту к переживанию. Да и мы можем наслаждаться, как такие ощущения возникают, исчезают, возникают, исчезают. Но это другой опыт, чем схватить для чего-то. Это помогает, но это как сложно говорить, и я хочу много говорить об этом, но это тем не менее, но это что-то непосредственный опыт, это что-то за пределами слов также.
Екатерина: да-да, спасибо. И остаётся узнать, какой опыт медитации ведёт к этому запредельному опыту.
Ответ: можно сделать практику осознания тела, или какую-то практику, где у нас есть пространственная осознанность, где мы развиваем пространственную осознанность. Два варианта.
И я могу сделать с вами такую практику осознания тела сегодня, вместе. Или в следующий урок.
Екатерина: да, спасибо.
Дима: да, спасибо. Я хотел, спросить. Если возникает ощущение тела неприятное. Затекла нога, например в медитации. Я же чувствую её. Вот как я должен к этому относится, вот волевой акт какой мой должен быть, чтобы уйти от этой этой мысли. Вот как её воспринимать? В медитации, я же чувствую, что она затекла, мне неприятно. Как я должен к этому относится, волевой акт какой должен быть мой, чтобы уйти от этой мысли? Или как её воспринимать?
Ответ: можно остаться с ощущениями. Это не то, что я не хочу это переживать. Это остаться с ощущениями, даже неприятными ощущениями. Это не то. Что мы претензируем – мне не больно. Это больно, но мне не больно. Мы можем даже не использовать слово «боль». Это как ощущение, можно как-то холодно, жарко эти ощущения существуют в ладони, или что-то существует в голове также. Такие вопросы дают в голове что-то полезное. Или другой способ просто расслабится, ок такое ощущение у меня есть, но вернусь к дыханию я продолжаю осознавать своё дыхание.
Первый метод, это как что-то, что мы исследуем собственный опыт. И об этом говорит сутра сердца. И мы стараемся видеть что это такое на самом деле, что это такое наш опыт, наши подлинный опыт, такие ощущения.
Дмитрий: то есть мы можем думать о пустоте, я правильно понял?
Ответ: да это может быть методика, которая использует исследование, которая использует випассану. Да. Но есть опасность, если мы чуствуем, что шуньята/пустота, это что-то без ощущения, скажем. Это опасно. Это как-то такой подход называется нигилистический подход. И я бы добавил, что такой нигилистический подход, это что-то отчуждённое. Это точно, то что есть отчуждённое. И если мы чувствуем, что возникают такие мысли, что ничего не имеет значения, если мы так и думаем это также знак, что мы неправильно поняли и использовали такие учения. Мы сделали не верный шаг. И это возникает у людей, я знаю, что да, что люди начинают думать таким способом. Сделать такие неверные шаги на пути.
Дмитрий: Спасибо.
Я бы сказал, что если я сижу и что-то слишком больно, я просто что-то сделаю, чтобы просто стараться более удобно сидеть. Но если это не слишком больно, я не хочу вредить себе во время медитации. Но если это не слишком больно, если я не врежу себе. Я продолжаю, я стараюсь продолжать без движения. Хороший момент, да.
Это пример, что мы держим для медитации без реального опыта медитации.
Суваннавира: спасибо, очень всё подробно.
Мы обсуждали то, что мы можем сделать. Идея в том, что мы можем сделать короткую практику осознания тела, который руководит Падмайогини, потому что у нас новая идея как подойти к практике. И потом можно поделиться о собственном опыте практики. Как вам это?
Будет короткая практика, вы можете конечно сделать более длинную практику самостоятельно, когда мы чувствуем каждую часть своего тела, но сейчас это будет короткая практика.
Я признала, что это очень короткая практика, но я надеюсь, что это достаточно, чтобы получить вкус того, что мы стараемся сделать.
Екатерина: да, спасибо.
Да, мне приятно было слушать, чтобы другой человек руководил медитацией. Мне было приятно после того, как я получил такие идеи, они свежие в уме. Сделал практику, более действующую чем обычно.
Да и если что-то возникало для вас. Я сидел и сложил ладони таким способом, и я заметил, что что-то изменилось и что-то заставило меня изменить как держать свои ладони, но я не заметил, что это такое. Я заметил, что есть какой-то импульс, чтобы изменить положение рук. Не успел. Мне не удалось заметить вовремя. Это как момент во время практики. Я чувствую, что если бы я поднимал свой уровень осознанность, я бы мог как-то заметить, есть желание двигаться, до того, как я двигаюсь на самом деле.
Как практика для тебя Катя?
Екатерина: да, спасибо была свежая идея по практике. Вот момент, когда мне удалось сосредоточить внимание на теле, он плавно. Было ощущение, что вот это твердое я, которое есть в обычной жизни, оно стало мягче и прозрачнее. Было такое ощущение от практики.
Да, то что пришло в ум у меня, что я не говорила до начала медитации. Это то, что входит в нас, когда возникают мысли, они уводят нас от практики, они мешают скажем практике. Мешают нам остаться с телом, мешают нам осознавать тело. Мысли так и действуют. Собственный опыт тела, это что-то глубже и более полный, когда у меня нет мысли, когда я не думаю о чём-то. Я признал недавно, что если я сижу и осознаю своё тело время пройдёт в два раза медленно, чем если я о чём-то думаю. Но как-то я сделаю осознание дыхания первый этап, я открываю глаза прошло 5 минут и потом второй этап, я стал думать о чём-то интересно, мгновение пройдёт я открываю глаза и я даже пропустил третий этап. Да, это мысли Падмайогини добавила, что как-то отвлекает нас от тела. Вряд-ли мы ещё найдёмся. Мы потеряемся да, когда мы говорим об этом точно. Мы потеряемся мыслями. И наверно это выражение существует на русском языке.
Потеряемся мыслями так говорят?
Екатерина: наверное можно так сказать. Потеряемся в мыслях может быть.
Это как хороший предмет для размышления. Размышление ироническое слов. Какая разница между теми – наша осознанность, наше внимание может быть и наши размышления. Учить себя найти разницу между ними. Да это сильно улучшило мою практику когда я понял, когда я хорошо поняла между теми телесное внимание и размышление.