Сутра сердца V, Падмайогини, 16.01.24
Падмайогини: Ок, спасибо Суваннавире, я очень рада быть с вами ещё раз. И я хочу начать занятие с вопроса, очень хорошего вопроса, который я получила от Димы в группе в телеграмме неделю назад. И он сказал, есть то, что мы видим, то есть форма. То что, мы чувствуем и есть мышление, мысли. И как понять, какое восприятие должен использовать, как понять если мы понимаем или воспринимаем эти вещи в свете сутры сердца? Или как понять более точно, что это такое сутра сердца я надеюсь, что я правильно передала смысл вопроса Димы.
И я подумала, это очень важный вопрос, это указывает сущность всего для нас. Что показывает сутра подальше чем форма, мысли и переживания, то есть наш опыт. Да, я буду продолжать отвечать таким способом, чтобы это помогало вам. И я думала, что может быть мы продолжаем некоторые части сутры некоторые части себя и сутры, но я сомневаюсь, что это будет возможно сегодня вечером.
То, что мы стараемся видеть, это то, что мы стараемся переживать это вещи, но без того, как поставить понятия, концепции, концептуальные понятия и истории, как посредники между нами и вещами. Это как какие это посредники, нашего мышления, это наши мысли и важно не держаться за предсуществующие обсуждения о людях и о вещах, которые мы видим.
И это обозначает, что мы открыты к тому, что возникает прямо сейчас. То, что возникает здесь и сейчас. Мудрость праджни, мудрость о которой говорит сутра сердца мудрость, которая существует до того, как мы дополняем к опыту все эти способы видеть наши переживания.
И сутра сердца нам говорит, что это возможно мы можем иметь непосредственную связь с собой и с миром вокруг нас. Это возможно.
Мы не можем слушать то, что говорит другой человек если у нас уже есть наше мнение о предмете, который мы обсуждаем. И наш опыт - другой опыт, если мы можем остаться открыто и по настоящему слушать то, что говорят другие люди.
Поэтому мы стараемся остаться открытыми и не позволять нам такие состояния, как быть скучным, гневным, если обсуждение возникает, не позволять таким состояниям закрыть наши умы к тому, что говорит другой человек.
Такие слова – закрытый и открытый всё относится к мудрости праджни. Мудрость праджни показывает ум как небо ясно и открыто. Это не тот же ум, который имеет идеи, которые ум охватывает и таким способом искажает. Который сделает искажения. И Сангхаракшита говорит об этом, как видеть таким способом в книге «Невыражаемая мудрость», которая у нас есть на русском языке.
Эта книга сильно относится к нашему сегодняшнему предмету. Он (Сангхаракшита) рассказывает историю, как он гулял с другом и они видели большую, красивую сосну. Сангхаракшита сказал – как это великолепно, его друг сказал, да есть дрова, достаточно для зимы. Большое количество дров. И его друг, он видел эту сосну определённым способом. И Сангхаракшита сказал, что он видел это очень утилитарно, он видел такую сосну. И наоборот Сангхаракшита сказал, что бидисаттва, который видит совершенство мудрости, он видит вещи с эстетической оценки. Это осознанность вещей, которая оценивает вещи, которые она видит.
И когда мы рассматривали наши чашки и так далее неделю назад, я надеялась передать вкус того, который имел в виду Сангхаракшита. Видеть чашку не только для того, чтобы держать кофе для нас. Чтобы видеть объекты, как красивые, как имеющие цену сами по себе, а не только как они для нас полезны.
Но есть другой способ, как говорить о собственном опыте, который не обязательно является проблемой. Если мы погуляли с другом и этот друг является архитектором и мы рассматривали все здания вокруг нас, архитектор он видит, или она видит здания другим способом, чем как мы видим. Он оценивает эти здания, были созданы, он оценивает строительство, которое было. И он знает сколько времени было нужно, чтобы совершить строительство этого здания. И множество небольших подробностей они осознают, которые нам не будут видны. Поэтому, первый шаг просто это просто узнать то, что есть у нас в уме, то что мы дополняем к событиям, к объектам.
И есть небольшой перерыв, есть время для вопросов и для размышлений. И может быть вопросы на первом месте – как для вас эта сутра? И что оказывает эта сутра для вас? Вопрос для вас. И если мы так и понимаем то, что говорит для нас эта сутра в рамках этих внутренних процессов.
Я могу что-то сказать, как я уже сказал Падмайогини. Вообще эту сутра для меня очень важна, эта практика эта практика очень важна. Это очень важная часть моей духовной жизни. И однажды я получил очень яркий, ясный предмет того, что происходит. Однажды ночью я погулял в Париже и я видел далеко когда-то интересную девушку. А это приятно видеть её, приятные ощущения возникли. Я думаю, что может быть я уже рассказывал эту историю. Но это как-то ярко передать смысл того, что эта практика обозначает для меня. Я стоял, и я признал, что это не девушка, это мальчик. Чуть толстый, длинные волосы, но мальчик. И сразу внутренние ощущения, все приятности сразу исчезали у меня. Сразу исчезали. И мне стало очень, очень ясно, что такие приятные ощущения это что-то, которое я добавляю к другим людям в том же смысле. Это никак не связано с этим человеком самим по себе. Сутра сердца пришла ко мне в тот же момент.
Дмитрий: спасибо за ответ на мой вопрос, который я задавал. У меня нет какого-то долгого рассказа, потому что мы только начинаем изучать эту сутру. Но я понимаю, что это очень важная часть всего учения. И я понимаю, что в отношениях нужно отбросить предвзятость или то, что мы думаем заранее о человеке, об объекте неважно. И нужно воспринимать реальную картину, как я понимаю. И это даст возможность сохранять позитивное внутреннее состояние. Но пока я на пути понимания. Всё.
Екатерина: Дима, спасибо. Я бы тоже хотела поделиться своими размышлениями, я думала. Я оценивала окружающую действительность, что в действительности все окружающие предметы не возможно схватить. Что постоянно пониманию, что это представление о предметах это иллюзии, как часть какого-то сна. Или как иллюзии, или как часть сна. И хотела сказать, что в действительности я не понимаю действительность.
Глеб: хочу тоже, поделиться, наверное своим опытом вот даже который я в принципе приобрёл за вот то короткое время, которое мы занимаемся с Падмайогини. Дело в том, что у меня тут скажем так, на личном фронте были определённые проблемы и через даже не размышление, через наблюдение в большей степени и как раз-таки отключение вот этого размышления. Через наблюдение за тем, что даже само размышление пустое, я обнаружил, что в отношении очень, очень большого количества вопросов я живу в воздушных замках из собственных мыслей и предубеждений. И вот клёво и очень прикольно то, что потихонечку вот это вот состояние в котором ты живешь не здесь и сейчас, а живёшь в собственных мыслях, оно уходит. Пускай и бывают моменты, когда оно снова возвращается, просто потому что очень много работы, каких-то дел, но в целом это как глоток какого-то воздуха, на фоне того, что в принципе вокруг как-бы происходит вот.
Падмайогини: Есть небольшая фраза, которую рассказал Шантидева. И я много лет назад слышала – «мысли не имеют рук и ног, чтобы нас держать». Это очень важная фраза для меня. Звучит хорошо, спасибо всем. Для размышления. Этот процесс продолжается дольше и дольше. И я всё ещё узнаю, как практиковать учение сутры сердца.
И как рассказала Катя, как дарма учит, как мы действуем в мире – мы действуем на основе иллюзии, мы действуем на основе сна, точно так. Мой предмет я передаю - ? Один из них – предсуществующие обсуждения.
Я жила в Лондоне, я жила в квартире, где производились некоторые работы в строительстве, строительная работа была сделана. И в строительстве были сделаны квартиры в Лондоне, где я жила и небольшой сад был там. И я работала в саду и я сажала небольшое растение. И такие строители не обращали внимание на сад, они оставили мусор и походили везде, они не заботились о саде. Я их попросила, можно быть как-то более осторожными с тем, что вы сделали. И однажды я вернулась домой и увидела, что лестница лежит в саду и было как-то всё неприятно. И я расстроилась из-за этого, я испытывала гнев, и я готовилась к тому, чтобы что-то строго сказать строителям. И строитель, один из них вошел в комнату, и он чувствовал что-то не так. И он упал с лестницы. И сразу мысли у меня изменились, я стала думать – как дела? Всё хорошо с вами? И на самом деле такие растения, для которых я была как мама для них, они помогли, потому что было более мягко там, где упал этот строитель. И моё состояние сразу изменилось тотально, первое состояние – мои растения, они погибли. И второе состояние, это хорошо, что они там и были, потому что они помогли этому строителю выживать, то что происходило с ним.
И как предмет Суваннавире, это как сильно изменяется своё состояние сразу, когда я узнала что-то дополнительное. И предмет, о котором часто говориться в дарме, это такое, что есть моток верёвки и мы думаем, что там есть змея. Это не змея, это моток веревки. Это пора для размышления.
Суваннавира: Я бы сказал да с удовольствием, но я всегда скажу да, с удовольствием.
Как думают об этом другие? Потом после размышления, если мы хотим это сделать мы можем сделать медитацию на это тему. Да, размышление ок?
Екатерина: О какой теме медитация?
Падмайогини: Это осознание тела и также мы стараемся иметь такой простор в котором вещи возникают и я буду объяснять во время медитации, чтобы видеть то, что возникает у нас. Поэтому время размышления. Это ясно то, что мы стараемся сделать?
Екатерина: да.
Глеб: А можно ещё раз уточнить?
Суваннавира: Ок, это размышление о теме. Моими словами – то, что мы дополняем к опыту и то, что есть в действительности наш опыт. Это время для размышления об этом. Может быть даже видеть то, что возникает прямо сейчас, когда мы здесь и сидим, два варианта. Ок, готовы ли мы начать тогда?
Падмайогини: Ок, я тогда включу отопление, чтобы не быть холодным. Ок, время размышления, 8 минут.
Медитация 8 минут.
Падмайогини: Давай я начинаю что-то говорить. Я сидела и я чувствовала, что есть холод около спины, спине холодно. И я только что выключила отопление. Но это было интересно, как ум у меня хотел что-то сделать дольше, строит что-то с этим. Чувствую, что ожидала, что сразу надо стать теплым. Но пришло в уме, что я могу что-то дольше, что я могу даже наслаждаться ощущениями холода. Да ощущения холода. Да возникли у меня разные размышления, но одно из них более актуальные, связанные с сегодняшними делами. Мне нужно было днём что-то сделать с документами и мне нужно было сидеть где-то и ждать, ждать человека 1,5 часа, чтобы он закончил свою работу с документами в офисе. Это было как-то, я заметила, что мне приходится, привычка чувствовать себя не очень хорошо, не очень расслаблено, неприятные ощущения, которые я хочу, чтобы время летело быстро, чтобы закончить и так далее. И я признала также, что если я сидела в алтарном зале в буддийском центре, где-то в Англии, или даже дома сидеть и медитировать и ничего не делать это мне может быть очень приятно, как способ проводить время. И пришла идея, что нет таких размышлений, нет таких чувств, что это время чтобы медитировать, чтобы наслаждаться, когда я просто сижу и просто ничего не делаю. И я чувствую, что гораздо более просто приятно там сидеть, я не хотела, чтобы время быстро летело. И да это было гораздо более приятно, чем мои обычные состояния – сидеть и ждать все документы. И это неприятно чувствовать это. Хороший предмет.
Глеб: Я могу тоже поделиться своими размышлениями, но они наверное очень странные, наверное такое бывает. Мысли, даже не мысли какое-то понимание иногда всех нас посещает внезапно, я вдруг пока сидел в процессе, буквально за первые 3 минуты меня посетила такая мысль о том, что мы всегда говорим о том, что мы думаем, есть какие-то мысли, о чем-то размышляем, приходим к каким-то там выводам, вот как вы говорили Суваннавира, что вы сидели в очереди и у вас были определённые мысли. А я вдруг понял, что есть другой тип познания, который подразумевает собой, это вот как раз то, о чём говорилось, что мы можем видеть ситуацию как есть и вдруг я понял, что скорее всего существует такой наверное вид зрения, когда каждый человек, он строит какую-то определённую логическую цепочку. То есть слово анализировать, если переводить его с греческого – раскладывать на составляющие, и мы раскладываем на составляющие, каким-то способом их комбинируем, что-то анализируем, но мне показалось, что есть такая возможность понимания абсолютно любого предмета при котором эти мысли, они не нужны – видна вся цепочка. То есть человек, если он размышляет например над математической задачей он движется шаг за шагом, а можно увидеть всю последовательность действий. Грубо говоря увидеть всё как есть. И при этом нет вот этих мыслей, нет вот этого искажения на каждом действии, когда возникает мысль за мыслью. Потому что сама по себе мысль она пуста, она не несёт в себе ничего. Но это очень странное рассуждение, тяжело наверное, это будет перевести на английский причём в сжатой форме, поэтому я наверное попрошу вашей помощи. Как-то так.
Суваннавира: Можно что-то сказать на английском языке и когда что-то не понятно я могу переводить. Я доволен переводить, но я должен узнать сразу в начале, чтобы сделать часть за частью, если хочешь, чтобы я переводил.
Падмайогини: Будды и бодисаттвы как они видят мир, это очень сильно отличается, это очень разное, это не так как мы видим мир. И птицы, животные и насекомые видят мир по другому, не так как мы видим мир. Рыба видит воду, не так как мы видим воду, но одни из них более правильны, даже более истинные чем другие способ видеть чего-то.
Глеб: Не совсем так, это прозвучит немного странно, но меня посетила мысль о том, что возможно видеть вещи как есть, возможно это самое как есть, это то как мы и условно рыба видим вещи, только одновременно. То есть это очень странное переживание. Я хочу сказать, что на примере с птицами, животными и людьми, что может быть существует некий способ познавания мира, даже не познавания, понимания того, что происходит вокруг, когда именно вот в этой фразе заключено. Мы видим всё как есть. То есть в это самое как есть, в это самое всё можно сказать включено и то, что видят птицы и то, что видим мы и то, что видят животные, и то, что видят насекомые абсолютно всё.
Суваннавира: Я не думаю, что я полностью понял вопросы о том, как видят мир птицы и рыбы, как мы видим мир, то что есть на самом деле, это такие вопросы на самом деле, странные размышления, которые созданы в мозге.
Падмайогини: Много пищи для размышления. Я думаю, что понятно это сказать. Много пищи для размышления. Ок, давай продолжаем, через неделю. Мы не нашли время для размышления Падмайогини. к сожалению. Мы ещё продолжаем две недели, поэтому времени хватает для всех.
Суваннавира: Иногда мне это сложно, как-то коротко выражать свои мысли, спасибо ответила Падмайогини, это хорошо.
Екатерина: спасибо большое, рада была всех видеть.
Дима: спасибо, пока-пока. Было очень интересно.
Падмайогини: Спасибо всем, увидимся через неделю.
No comments:
Post a Comment