Wednesday 7 November 2018

Философия правильной речи – часть II

Мы продолжаем рассматривать философию правильной речи согласно буддизму. В последней лекции мы заметили, что одно осмысленное слово лучше, чем тысяча бессмысленных слов. Мы говорили о смысле правдивого слова.

Так что такое осознанное и правильное слово? Это слово, которое проникает в самую суть сознания другого человека, остается в его памяти и дарит покой. Мы знаем, что в речи Будда ценил качество превыше количества. И осмысленное слово мы принимаем как часть совершенной речи. Cовершенная речь находится на третьем этапе благородного восьмеричного пути. Она характеризуется четырьмя качествами: правдивость, доброта, полезность, возможность вносить гармонию. Неправильная речь содержит 4 противоположных качества: ложь, грубость, поверхностность и вред. Правильная речь несет особенный дар, так как проникает в духовную и этическую глубину человека. Представим, что у нас есть 4 последовательных уровня, 4 уровня прогресса - правдивость, доброта, полезность, гармоничность.


1 уровень – правдивость. Правильная речь – правдивая речь. Но знаем ли мы, что такое правдивая речь? Правдивая речь – не синоним точности, хотя включает ее. Фактическая точность – часть нашей практики, потому что одна из целей практики – воспринимать реальность в ее подлинном качестве. В действительности, многие люди говорят, искажая значение и информацию – преувеличивая, или преуменьшая, или упрощая. Возникает вопрос, почему так происходит? Почему так трудно говорить без оценки, искажения и сохранять точность изложения? В одном городе недалеко от Непала состоялся праздник, посвященный просветлению Будды. Пришло около 100 участников. На следующий день в местной газете появилась колонка, которая описывала грандиозное празднование. Вряд ли собрание 100 человек можно назвать грандиозным, правда? Почему журналист написал именно в такой форме. Возможно, он хотел подчеркнуть значимость праздника. Может быть много причин. Некоторые люди склонны преувеличивать. Но если мы хотим перейти к 3 этапу восьмеричного пути, нам следует практиковать фактическую точность, т.к. это первый шаг к правдивости.

Но даже этого недостаточно. Нам также требуется психологическая и духовная точность. Как этого добиться? Честность, искренность, говорить то, что мы в действительности думаем. Но возникает вопрос. Знаем ли мы сами то, что в действительности думаем? Ведь без этого знания путь искренности невозможен. Знаем ли мы? Или просто повторяем то, что мы услышали от друзей, прочитали в книгах, “узнали” от родителей, учителей. Мы получаем second-hand информацию и только…в этом случае. Думать ясно и осознать себя и свои мысли – первое необходимое качество правдивой речи. Чтобы говорить правдиво мы должны быть полностью осознанны. Это трудно. То, что мы обычно говорим – иногда неосознанная ложь, т.к. мы не знаем свои истинные мысли. Но мы способны варазить более глубоко и правдиво наши подлинные мысли. Второе необходимое условие – найти круг людей, с которыми мы могли бы начать практиковать правдивость. Часто мы не знаем, что думаем. Но даже, когда знаем, не всегда есть возможность искренне и полно сказать об этом другим. Но когда мы это делаем, мы ощущаем расслабление и облегчение, как будто отпускаем тяжелый груз. Когда мы говорим с правдивостью, мы позволяем себе быть самим собой. Мы говорим “я есть” без маски и защиты. И это 1 уровень коммуникации, который приведет нас к следующему этапу - доброжелательности. Эту тему рассмотрим на следующей лекции.

No comments:

Post a Comment