Sunday, 29 August 2021

«Философия правильной речи Будды», Суваннавира

 «Философия правильной речи Будды», Суваннавира, 29.09.2018.

Слушать эти лекции: «Философия правильной речи».

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн.

Несколько недель назад мы рассматривали тему коммуникации и связь между Сангхой, духовным общением, и коммуникацией. Более значительная идея, идея Сангхаракшиты, что коммуникация - это живая, взаимная восприимчивость между двумя или более людьми, которые исследуют духовный мир, в состояннии четности и гармонии, и у которых есть общий идеал или учитель, и которые следуют общему учению.

Но сегодня мы будем рассматривать тему коммуникации с другой точки зрения. «Философия правильной речи» - это лекция, которую прочитал Сангхаракшита в Англии в 1968 году. И он также говорил о совершенной речи и об идеале человеческой коммуникации. Он даже сказал, что эти три термина: правильная речь, совершенная речь и идеал человеческой коммуникации – их возможно считать, как синонимы.

Однако отправная точка лекции не было словом, а текстом. Он начал лекцию с короткого обзора. Он сказал, что в палийском каноне – 40 книг, в тибетском 100 (иногда 108 книг), в китайском 50, которые составляют 1660 отдельных работ. И есть множество отдельных, без системных сутр на санскрит.

Для человека, который хочет изучать буддизм конечно возникнет вопрос – откуда следует начинать? Но к счастью можно найти тексты, которые раскрывают сущность всего.

Если в нескольких словах, то в нескольких страницах например, когда речь идет о сутрах «Совершенства мудрости», сутры написаны на санскрите, являясь сущностью буддизма махаяны. Есть «сутра сердца», которая в одну страницу выражает сущность всех сутр «совершенства мудрости».

В палийском каноне содержится работа, называемая «Дхармапада», она передаёт сущность этого канона, в ней 423 строфы и 26 глав, которые распределены по предмету, то есть: глава об уме; глава о мудром человеке; о Просветленном человеке; о цветах о парах; о монахе; о браминах; о грехе; о гневе и так далее.

И мы рассматриваем одну строфу из них, которая находится в восьмой главе «о тысячах», по пали «о сахасавагах» («сахаса» - тысяча и «вага» - глава). В этой главе, большинство из строф говорится о тысячах вещей, или о тысячи предметах. Строфы не имеют порядка, или строя, а выделяют разные аспекты предметов. И наша строфа, имеет три возможных перевода.

Перевод Копарова:

«Одно полезное слово,

услышав которое становятся спокойными

лучше тысячи речей,

составленных из бесполезных слов».

Перевод Блейза:

«Одно слово, исполненное смысла,

лучше речи составленной из безсмысленных слов.

Услышав его, люди умолкают».

И перевод Сангаракшиты с палийского языка (с английского на русский перевод совершала Е. Жаркова):

«По сравнению с тысячей бессмысленных слов,

собранных воедино,

лучше одно осмысленное слово,

услышав которое человек приобретает покой».

Эта строфа выражает философию правильной речи Будды.

В этой главе большинство строф похожи, таким образом тысяча вещей нижней ценности сравниваются с одной вещью высшей ценности. В целой главе говорится о различии, или даже о конфликте между «Качеством» и «Количеством», между качеством одной вещи и количеством множества вещей. Красной нитью по всей главе проходит идея, что качество предпочтительнее количества.

Большинство людей уважают что-то за большой размах. Если кто-то сказал, что за месяц он прочитал двадцать книг, то люди его зауважают больше чем человека, который прочитал одну книгу. Ведь может эти двадцать книг очень простые и эта одна книга сложна, как идеология Платона и совершенный текст буддизма. Однако большинство людей не уточняет, что это были за книги. Но здесь Будда нас убеждает что качество предпочтительнее количества.

«По сравнению с тысячей бессмысленных слов,

собранных воедино,

лучше одно осмысленное слово,

услышав которое человек приобретает покой».

Люди часто спрашивают что это за слово? Но, нет простого ответа, часто в буддизме нет простого ответа. Однако осмысленное слово, каким бы оно не было, оно проникает глубоко в наше сознание. Мы запоминаем его на долго и оно дарует нам покой, такими качествами оно обладает.

И конечно, осмысленная речь соответствует с правильной речью и с совершенной речью (они синонимы, как я уже сказал). Бессмысленная речь наоборот, соответствует неправильной речи.

И то, о чем мы говорим связано с третьим этапом «Благородного восьмеричного пути Будды». И воздержание от лживых речей является четвертым из пяти наставлений, которые наблюдают все вовлеченные в буддизм. Видимо в буддизме место речи это важно, принцип речи – важен, принцип коммуникации – важен. Нечто, которое требует нашего внимания.

На западе, мы делим человека на две части (тело и ум). Также есть деление на три части: тело, душа и дух. Однако в буддизме другое деление на три части (тело, речь и ум), это очень знаменательно. В буддизме речь также важна, как тело и ум.

Но почему так важна? Почему принцип коммуникации так важен? Конечно речь отличает нас от животных. Без речи, без языка не будет цивилизации, не будет культуры, не будет мышления, литературы, философии. Не будет действительного общения друг с другом, не будет действительной коммуникации друг с другом. Поэтому, таким образом речь крайне важна. И поэтому в духовной жизни человека следует думать о нашей речи в таком же масштабе, как мы думаем о действии и о размышлении.

Возвращаясь к осмысленной речи. Осмысленная речь, которая находится в «Дхармападе», как я уже сказал, соответствует правильной речи, которая находится в благородном восьмеричном пути.

Но в чем состоит осмысленная речь? В чем состоит правильная речь? Здесь он сказал осмысленная, английское слово «meaningful». Да, мы стараемся развивать осознанность к всем действиям тела, речи и ума. Есть разные учения, разные другие точки зрения, которые фокусируются на разных качествах, но здесь осмысленная.

Буддизм описывает правильную речь, содержащую четыре качества. Что такое эти четыре качества? Первое – правдивость, второе – доброта, третье – полезность и четвертое – гармония (между людбми. Повторим, четыре качества правильной речи: правдивость, доброта, полезность, гармония. То есть правильная речь – правдивая речь, добрая речь, полезная и способствующая гармонии (между людьми) речь.

Гармония - это единство и согласие. Или другой способ видеть это, как когда разные люди общаются вместе, похоже на игру музыкантов, красивую музыку вместе.

И наоборот неправильная речь - это лживая речь, грубая речь, вредная речь и четвертое, речь способствующая дисгармонии и несущая раздор.

Однако, скажет Сангаракшита, когда мы читаем современные статьи о буддизме, существующие 50 лет назад по теме правильной речи, мы находим, что они довольно поверхностны. И даже, он сказал моралистические, (как отрицательное качество).

Он продолжает, авторы этих статей не пытаются проникнуть в глубины предмета, в психологические глубины, в духовные глубины и исследовать – каково действительное значение правильной речи и действительное значение совершенной речи.

Можно даже сказать, что их подход к буддизму, к учению Будды в целом – является поверхностным. И учение Будды может показаться довольно простым. И мы можем ошибочно думать, поверхностно видя эти учения, что мы владеем им. Но мы не проникаем в его глубину.

И также с предметом правильной речи, изложенным выше. Эти четыре качества: правдивость, доброта, полезность, гармония – их часто описывали как четыре отдельных качества. С одной стороны правильная речь, с другой эти четыре качества (правдивость, доброта, полезность, гармония). Но так их видеть ошибочно, далеко не достаточно, чтобы проникнуть в значение.

Сангхаракшита предполагал, что эти четыре качества, как они нам показаны представляют собой четыре последовательные уровня речи:

Первый уровень - правдивость,

второй уровень - доброта,

третий уровень – полезность и

четвертый – способствование гармонии между людьми.

И каждый из них глубже, чем предыдущий, поэтому у нас есть четыре прогрессивных этапа коммуникации. Это как высшие качества включают в себя, или следующие включают в себя, предыдущие.

На следующей лекции мы будем рассматривать их отдельно. Следующая тема – правдивость. Когда мы рассмотрим их, мы будем видеть, что имел в виду Будда, говоря о чем-то редком и ценном, говоря об осмысленном слове.

No comments:

Post a Comment