«Жизнь Будды III», Суваннавира, 07.10.2020.
Слушать эти лекции: «Будда, Дхарма и Сангха»
Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн
В этих введениях мы рассмотрим три драгоценности, то есть Будда — Просветлённый учитель, Дхарма — это сложное слово, здесь мы имеем в виду путь практики, путь практики учения Будды, который нас ведёт к Просветлению. Просветление, которое первое в нашем мире достиг Будда сам, это путь который нас ведёт к Просветлению. Также Дхарма это можно сказать Истина, которую Будда сам постиг, поэтому два значения этого слова - путь и истина. И третья драгоценность - это Сангха, община тех, которые находятся на пути вместе. Можно сказать, что есть одна большая Сангха всех буддистов. Но также может считаться, что есть много разной Сангхи и у каждой своя собственная традиция, своя школа, свои учения, свои учителя. И таким способом много разных Сангх.
Но Будда, Дхарма, Сангха — они вместе называются «Три драгоценности». На санскрите это слова — «Триратна», три — три и ратна — драгоценность. И это не случайно, что наша община называется — буддийская община «Триратна», потому что для буддистов три драгоценности — самые драгоценные вещи.
Да, это может быть интересно, может быть это только для буддистов что Будда — самый драгоценный, может быть просто для буддистов Просветление является драгоценным, путь практики является драгоценным, община является драгоценной. Но если мы переводим слова «Дхарма» как «Истина», абсолютная реальность, реальность которую постиг Будда — способность видеть вещи такими, как они есть. Истина в таком смысле, можно сказать, что истина - это драгоценность для всех, я надеюсь. Поэтому вот — три драгоценности.
И сегодня это как первый цикл, циклы этих введений и мы рассмотрим Будду, жизнь Будды. И после, через неделю будет Дхарма и ещё через неделю Сангха. И потом, мы будем подробно рассматривать Дхарму как путь практики. И мы рассмотрим путь практики этики, путь практики медитации и путь развития мудрости. И потом разные темы как ритуал практики поклонения, их значение в буддизме, повторение мантры, какое значение повторение мантры для буддистов. И обращение к прибежищу, важность этого акта для буддистов.
Но сейчас - это жизнь Будды, это Будда. И можно просто сказать, что да всё что я скажу - это учение, видение буддизма, согласно Сангхаракшиты, человек который создал нашу традицию, буддийская община «Триратна». Потому что разные школы, разные традиции, как-то их учения отличаются.
И это не старается быть очень точным как исторический рассказ более фактически, это более как-то мы рассмотрим духовные значения этого. И честно говоря мы даже не будем следовать до конца жизни Будды, мы исследуем до достижения «Просветления».
И через неделю мы будем в рассматривать тему «Дхарма», вместо того как закончим рассматривать жизнь Будды, они идут вместе - эти две темы. Но для нас это просто Будда, в первой примерно половине жизни Будды.
Но, первый момент который стоит сказать, что Будда не родился Буддой. Будда конечно это не название, а титул — тот, кто пробуждён, тот кто знает это, что значит слово Будда. И Будда стал Буддой, но родился Сиддхартха Готома и его племя это Шакья и он родился в семье войнов. В индийской системе каст они называются кшастрии.
И тот, кто стал Буддой родился обычным человеком, это важно для понимания того, что есть буддизм.
Но здесь возникает важный момент для понимания буддизма, который я хочу как-то подробно исследовать, здесь появляется сложность, наверное вам хорошо известно, что Просветление находится за пределами слов, Просветление находится вне рамок слов, по этой причине люди иногда думают, что буддизм это что-то иррациональное, что буддизм противоречит рассудку, противоречит науке. Но если вы понимаете, что мы переводили слово Дхарма, как «Истина». Можно сказать, что невозможно сказать, что истина противоречит рассудку, что истина противоречит науке. И что буддизм нам говорит, что рассудок и наука они не в силах полностью выразить Дхарму, не в силах полностью выразить истину если мы прыгаем вперед.
Однажды Будда сам сказал, что мне нужно только одно — рассудочный человек, это только способность быть рассудочным, этого достаточно и он может его учить Дхарме, пути к Истине. Поэтому, можно сказать, что буддизм нас учит, что Дхарма находится выше чем рассудок и наука, а не ниже, это не что-то просто иррациональное. Не надо как-то забывать о науке и рассудке, чтобы приблизится к буддизму. Они не противоречат друг другу. Но просто рассудок и наука не даёт полную картину.
И один конкретный пример, почему я стал говорить об этом, во первых как мы уже слышали Будда родился обычным человеком, который стал Просветлённым в течении его жизни. Но есть вторая история, во-вторых есть собрание канонической литературы, которая называется джатака, джатаки, в которых описаны духовные практики совершенные тем, кто стал Буддой в нашей жизни. Духовные практики совершенства скажем, в течении огромного количества прошлых жизней он практиковал, чтобы готовится к Просветлению, готовился к тому, что стал Просветлённым в этой жизни.
В одной известной Джатаке он жертвует своей жизнью, чтобы накормить голодную тигрицу и её детёнышей. Иногда люди как-то любят обсуждать — стоит ли это делать или нет, но здесь я предлагаю, что значение этой истории - это просто как выражение сострадания, симпатии, выражение эмпатии, видеть что нужно другим.
Во-вторых тот кто стал Буддой, подился обычным человеком. Есть два понятия Будды и они дают наиболее полное представление о нём, чем каждое из них по отдельности. Это как-то что-то более сложное, чем можно просто понять, что можно выразить простыми понятиями.
Но, исторически говоря он родился в городе Лумбини, который находится сейчас в современном Непале. И говорят, что его отец король и его мать умерла вскоре после его рождения.
Сутты в Палийском Каноне нам скажут, что каждый раз возникают Будды в мире, есть очень большая длительность времени между такими событиями и для нас все следствия прошлых Будд не существует, они полностью исчезали все следствия прошлых Будд. Поэтому, для нас есть только один Будда, но если бы были Будда, который мог видеть будущих Будд эти сутта нам сказали что это всегда так и случается. В каждый раз, мать умерла и это событие с которым должен справится человек, который стал Буддой.
Для нашего Будды он был воспитанным мачехой. И в детстве он жил в удобстве, в роскоши, говорят что у него родился сын. Как ни странно у него было всё — богатство, удобство, роскошь, красивая жена, сын.
Если бы он жил в современном мире может быть мы скажем у него последний айфон, классная квартира, отдых в Тайланде каждый год и так далее.
Но у него было всё и что он сделал? Он ушёл ночью и стал странником. Почему? До этого нам сказали, что он познал неизбежность болезни, познал неизбежность старости и познал неизбежность смерти. И спросил себя — в чем смысл жизни, если всё закончится со смертью?
И здесь даётся представление — если мы хотим найти смысл жизни этого стоит не избегать таких сложных вопросов. И как-то первый ответ — можно сказать, что он узнал что может стать бродячим странником, человеком, который ищет Истину.
Поэтому, ночью в полнолуние, верхом на лошади он покинул дом, страну, он оставил социальное положение и богатство. И стал искать новой жизни, нам скажут что он нашёл учителей, достиг состояния медитативного сосредоточения — «Арупа-дхьяны» в точности, «Дхьяны» состояния медитативного сосредоточения, и быстро узнал то, что они знали и учили.
Поэтому, он был умный человек, который быстро усвоил навыки новой жизни. Но он признал, что всё ещё не нашёл прекращение страдания. Можно сказать, что даже эти высшие медитативные состояния они не постоянны и тем самым они закончатся. И от учителей он ушёл ещё.
И он сам стал известным аскетом и у него было пятеро учеников и он практиковал суровую аскезу. Сутта нам скажет, что эти ученики хотели что-то получить от него ради его практики и он практиковал такую суровую аскезу, очень мало ел и продолжал таким способом искать истину, не достаточно состояния дьяны.
Но, в конце концов, признал что, если он продолжает такой образ жизни он просто умрёт не достигнув чего-то больше, выше, чем человеческое состояние. Он был способен признать свои ошибки можно сказать. И перестать делать то, что не работает.
И также возникло воспоминание из детства о том, как он сидел под розовой яблоней в детстве и спонтанно появилось переживание дхьяны, дхьяна опять — медитативное состояние. И в детстве, спонтанно в красивом месте, может быть это как-то очень красивое воспоминание, красивое переживание и может быть это ключ к бессмертию — он спросил себя и снова стал есть. Он начал есть обычную еду, чтобы восстановить силы. И что вы думаете, что сделали его ученики? Его ученики отвернулись от него с отвращением, сказали что он вернулся к нижней жизни.
Следовательно Будда, тот кто будущий Будда, остался один, находился один. Но спустя некоторое время он сидел в медитации, он погрузился в медитацию и принял обет:
«Плоть может увянуть, кровь может высохнуть.
Но пока я не стану Просветлённым с этого места я не уйду».
И он сидел, и сидел, и сидел, и сидел на одном и том же месте, которое нам сейчас известно как Бодгхая, штат Бихар. Под деревом нам известном, как дерево Бодхи. И ночь, полнолуние в мае, он сидел и сидел, и когда утренняя звезда появилась на небе, он сидел и возникло видение, возникло знание, скажем, что он пробудился среди спящих. Он стал тем, кто обладает знанием среди невежд, скажем что он победил смерть, он преодолел страдания. Он стал Просветлённым, он стал Буддой.
Это момент, который стоит закончить. Это для нас рассказ о жизни Будды. Конечно есть вторая часть, что будет дальше, но мы вернёмся к этой теме через неделю, чтобы видеть что это такое содержание этих переживаний, что он сделал для других.
No comments:
Post a Comment