Tuesday, 20 September 2022

«Восстановление буддизма на Тибете: история Атиши»

«Восстановление буддизма на Тибете: история Атиши», Саддхалока, 26.05.2022

Слушать эти лекции: «Отдельные лекции»

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн

В «Триратне» у нас есть то, что мы называем «Дерево Прибежища». Это символичный образ, который нам даёт дерево, дверь во времени и пространстве, к видению Дхармы. Это видение мудрости, видение сострадания, видение свободы и творческой деятельности, которое открыл для нас исторический Будда, 2500 лет назад. И это видение пришло к нам в том, что нам известно, как буддийская традиция.

В центре дерева прибежища, это Будда Шакьямуни, то есть исторический Будда. Ниже его это наш собственный учитель – Сангхаракшита и его главные учителя, которые дают нам непосредственный доступ к буддийской традиции. И выше Будды есть несколько великих буддийских учителей из Индии, из Тибета, из Китая, из Японии. И к этим людям нам придётся иметь большую благодарность. Потому что они передавали Дхарму и открыли её для нас. И они передавали Дхарму через века, чтобы она помогла нам изменить нашу собственную жизнь, у нас в XXI веке.

И один из них, на дереве прибежища это Атиша. Он находится в центральном месте картины, он сидит с учителем из Тибета, но на самом деле он родился в Индии, он из Индии. Он из Индии, но он играл очень значительную роль для восстановления буддизма в Тибете, в XI веке.

И значение этого Атиша – выдающийся, знаменитый или великий владыка. Он родился в благородной семье в Бенгале, в 982 году нашей эры. Это уже прошло 1500 лет после Паринирваны Будды, исторического Будды.

И в это время картинка буддизма - многократная скажем. Буддизм в тоже время, по большей части находился в северо-восточной части Индии и находился в большинстве своём в великих монастырях и центрах обучения. И в тоже время происходило восстановления индуизма – новый вариант индуизма, который пригласил в себя разные аспекты буддизма самого. И стал индуизм очень популярным и известным в деревнях, для обычных людей.

И в Индии в тоже время тантрическая форма буддизма была самым известным вариантом. Это форма буддизма, которая использует очень богатый и сложный символизм. И использует сложные ритуалы, чтобы таким способом вызывать качества Просветления, как они олицетворяют разные эпические фигуры.

Но можно сказать, что в тоже время существовал упадок буддизма в Индии, но к счастью буддизм уже распространился в юго-восточную Азию и через юго-восточную Азию в Китай и Японию. И буддизм процветал в этих местах.

Мы вернёмся к Индии, и к Атише. С раннего возраста он заинтересовался, его привлекало учение Будды, то есть Дхарма. Наверное, он получил инициации в тантрической традиции от своего отца, который практиковал тантру. И он получил много учения, много инициаций в его жизни.

Есть традиционные истории про него, может быть они довольно легендарны, но можно получить наслаждение от них. Одна история нам скажет, как его родители, они хотели, чтобы Атиши женился и стал принимать на себя обычную, мирскую ответственность. И он попросили у них, до этого разрешение отправится на охоту. И они согласились, они думали да – отправится на охоту, это то, что сделает обычный руководитель короля. Поэтому хорошо. Но Атиша не отправился на охоту. Он отправился в горы, чтобы изучать Дхарму с тантрическими учителями. И он вернулся домой, спустя некоторое время вместе с восьмью голыми йогами и йогинями. Его родители думали, что он сошёл с ума и думали, что такой человек не может руководить страной. Поэтому, они разрешили ему уйти и стать монахом и это то, что он точно хотел. Так я сказал, мы не уверенны, что это верно, но это приятно слышать.

На 29 году его жизнь – он стал монахом. И он получил буддийское имя Дипанкара Шриджняна. Он получил посвящение в месте Бодхгая, это место конечно, где стал Просветлённым Будда. Он стал обучать Дхарме и потом он стал преподавать Дхарму в великих буддийских университетах, то есть Наланда и Викрамашила.

Но тем не менее, как он стал известным, уважаемым буддийским учителем он чувствовал, что что-то отключается, что что-то не так. Он чувствовал, что он ещё не проник в суть буддизма. И потом он слышал об великом учителе в Махаяне, в маханяской школе буддизма под названием Дхармакирти или Серлинпа. И он жил в Суматре, то есть в золотом острове.

Да, может быть некоторые из вас видели картинки темпла, которые находятся в Джаве (Барбадос). Есть много ступ и статуй Будды. Это один из видов того, что находится в Барбадосе. Сам это Будда. Это просто одна часть комплекса статуи о буддизме. И то что у нас есть в Адистане это Будда, который находится в том же стиле. Таким образом его форма похожа на то, что есть в Барбадосе. Это интересно, очень интересно как в Индонезии это существовало, это очень живой, известный центр буддизма. Потом всё потерялось и такое место, как Барбадос. Люди потерялись и просто стали частью джунглей, о которых никто не знал.

Да и Атиша слышал об известном, важном учителе и решил поехать к нему. Поэтому он отправился в Суматру, но это было очень опасное путешествие по морю. Которое длилось в течении тринадцати месяцев. Такие путешествия очень отличаются от путешествий в наши дни. Они вышли из штормов по морю, Атиша и небольшая группа его учеников наконец-то прибыли в Суматру, то есть золотой остров.

Они нашли Дхармакирти и Атиша его попросил учить. Но, на первом месте Дхармакрти хотел спросить у Атиши несколько вопросов. Вы думаете, что вы способны развивать на самом деле любовь и сострадание? И он спросил – вы уверены, что вы готовы остаться и делать духовные тренировки в течении двенадцати лет? Атиша сказал – да, и проводил последние двенадцать лет в Суматре изучая и делая духовные тренировки и практики с Дхармакирти. Такие духовные тренировки очень известны в традиции Махаяны. Такие учения и практики они получили от великих учителей как Нагарджуна, Асанга, Шантидева. Центральные учения – суть учений Махаяны, это такие предметы, как пустота, шуньята и сострадание. Он начал жить с Дхармакирти в Суматре, он начал жить в возрасте 32 года и закончил в возрасте 44 года.

Он потом вернулся в Индию. И больше всего он известен как человек, который пробыл в университете Викрамашила. Он писал тексты, он участвовал в дебетах, таков был обычай в эти дни. Интересная вещь в это время проходила война между индийским королём западной Индии и буддийским руководителем Магады. Индийский король он на самом деле был побеждённым и Атиша на самом деле он защищал его и помогал ему вести переговоры о мире. Поэтому, он очень известная и уважаемая фигура. И он даже стал известным в Тибете.

И пригласил его король западного Тибета, чтобы приехать в Тибет и помогать восстановлению буддизма. Буддизм дошёл до Тибета в VII-VIII веке нашей эры. И также вместе с буддизмом индийская культура дошла до Тибета и помогала развитию цивилизации в Тибете, то есть быть способным писать и читать тексты. Это один пример этого.

И когда мы думаем о ранних периодах буддизма в Тибете, мы чаще всего думаем об учителях как Шантаракшита и Падмасамбхава. И та же великая работа, чтобы строить монастырь, который называется «Самье».

В IX веке король собирал великий буддийский совет, чтобы стараться переводить тексты (тибетский язык). Но на самом деле другие энергии существовали, потому что этот король был убит. И после этого прошло время преследования и произошёл упадок буддизма. Да, это время политического беспредела, беззаконной жизни.

В XI веке всё стало как-то более спокойно и стабильно. И начинал восстановление буддизм. И есть другие учителя, о которых вы может быть уже слышали, но они были известны как люди, которые участвовали в восстановлении буддизма.

Один пример это Марпа, который путешествовал в Индию и там же встретился с учителем, то есть с Наропой. Он известен как переводчик Марпа, потому что он собрал великое количество текстов и их переводил и их вернул опять в Тибет. И Марпа он учитель Миларепы, кто стал самым известным учителем тибетского буддизма. И есть ещё один учитель Дрогми, который он также изучал с Наропой в южном Тибете и ученики создали школу Шакьяпи.

И также мы видим, что король западного Тибета прислал скрытую делегацию к Атише. И попросил его прийти в Тибет и там задавать учение. И Атиша нуждался некоторое время, чтобы принять решение.

И в тоже время этого короля захватили разбойники, и просили выкуп за него. Это известно, что это ещё Тибет – дикая и неспокойная страна. И чтобы освободить короля разбойники просили его вес в золоте. Племянник стал собирать все деньги, стал собирать золото для этого. Но он ещё недостаточно получил. И этот старый король прислал сообщение племяннику. Он сказал – я старый, я не буду долго жить, лучше использовать это золото чтобы привести Атишу в Тибет. Атиша чувствовал себя очень тронутым, когда он слышал об этом, эту историю.

История нам скажет, что Атиша спросил бодхисаттву Тару что он должен сделать. Он стал преданным к Таре с раннего возраста. Тара это одна из архетипических фигур, которая находится в буддийской традиции. Она прекрасная зелёная, женская фигура, фигура девушки/женщины, которая представляет квинтэссенцию сострадания и мудрость, которую мы быстро достигаем.

И Атиша спросил у Тары – что мне следует делать? И она ответила, что если он приехал Тибет, много людей поймут подлинный путь к Дхарме. Но его жизнь будет на 20 лет короче. Он умрет на 20 лет раньше.

Поэтому, он решил ехать в Тибет. И на маршрут он потратил два года. Он проводил время в Непале. И там он встретился с другими буддистами и обсуждали, он получил ещё учение от них. И нам скажут, что первая часть маршрута он ехал на слоне и вторую часть на лошади.

Он достиг Тибета в 1042 году, ему было уже 60 лет. И когда он приехал в Тибет он быстро встретил с учёным и переводчиком под названием Ринчен Сангпо, тем кто уже создал много монастырей. Ему было уже 95 лет.

И нам скажут, что в начале Ринчен Сангпо поступал с Атишей как с тем, кому он не полностью доверял. Но потом он стал глубоко уважать Атишу. И Атиша стал видеть, что жизнь в монастыре, это как что-то, которое занимает центральное место на буддийском пути. Но для него это не значит, что надо просто следовать много разных правил. Для него, он понял это как жить очень простой и скромной жизнью.

Тибетцы, которых Атиша принял как его самых близких учеников, кто хочет на самом деле тренироваться в Дхарме он их просил их следовать четырём правилам всего.

Первое правило это отказаться от брака, чтобы они просто могли исключительно работать для Дхармы.

Второе это отказаться от опьяняющего вещества. Я знаю, что тибетцы любят пиво и он признал, что если это так и происходит будут проблемы потом.

И он также их попросил отказаться от путешествий и от владений деньгами, поэтому он требовал от них очень простую жизнь.

Он попросил его учеников сидеть на нижнем месте и не стремиться быть важным человеком. Не стремиться сидеть на высоком троне.

Он хотел, чтобы его ученики носили простую одежду и не носили модную дорогую одежду.

И он хотел, чтобы ум не стал много заниматься такими предметами как еда, одежда, известность и важность.

Он признал, что такие вещи мешают нам глубоко входить в Дхарму.

И тоже время в эти дни тантрический подход к буддизму был очень известен, популярен и как-то акцент на том, что надо получить много инициаций. Что это такое инициация – это «Садхана», это как практика визуализации и повторение мантры и визуализация фигуры, которые воплощают качество Просветлённого ума.

Но Атиша объяснил, что мы практикуем каждую из них, каждую из этих Садхан, если мы просто практикуем одну из них, но на более глубоком уровне.

Но более того он сделал акцент на том что является идеалом Махаяны. И акцент на том, что надо соединять такие вещи – мудрость и сострадание.

И он написал работу, которая называется «Светоч на пути к Просветлению», где он описывал тщательный, систематический путь практики, последовательные шаги на пути.

И он сделал большой акцент на том, что нам известно, как «Обращение к прибежищу». То есть всем сердцем посвящать себя к духовной жизни, к духовному пути. Поэтому он иногда известен как «Лама прибежища».

И он также сделал акцент на этике и наставлении. И тот факт, что у действий есть следствия. Поэтому он также известен, как «Лама кармы» – кармический лама. И когда он слышал, что люди так и называли его, он был очень доволен.

Когда он ходил куда-нибудь, он всегда делал акцент на том, как это важно – действие из метты, действие из доброты, действие из любви. И в сущности всего, он видел бодхичитту – соединение пустоты и сострадания (шуньята каруна гарба).

И когда он встречался со своими учениками, он их попросил чтобы бодхичитта всегда сливалась с их мыслями, она бодхичитта там, вместе с их действиями.

И мы слышали, что не смотря на то, что он достиг великие, духовные достижения, Атиша всегда поступал мирно и без претензий. Он добрый, беспрерывно добрый. Он был нижним в разговоре и поступках. И учение, которое мы даже получили от него и от его непосредственных учеников, такие учение всегда имеют теплоту и качество быть очень непосредственными.

Его учения имеют очень практические качества, но в тоже время они глубоки. Это бескомпромиссная ясность, с которой мы встречаемся до встречи с Буддой Палийского канона и которое мы встречаемся в учением Шантидевы. Они как-то сильные учения, которые трудно выполнить. Но также нежный юмор.

Есть история, когда он первый приехал в Тибет, с собой он взял бенгальского повара. Но этот человек был очень вспыльчивый и сложный. И люди сказали – почему Атиша путешествует с таким сложным человеком? И этот повар пошёл домой и люди стали спрашивать – куда пропал этот повар? И Атиша рассказал, что проводить время с таким сложным человеком, это очень мне помогало развивать терпение и метту. Но, после некоторого времени я признал, что вы – тибетцы даёте мне много возможности развивать терпение и метту, поэтому я сказал ему можно уйти домой.

Это напоминает мне одну историю Гурджиева, это западный духовный учитель раннего периода XX века. И он жил с некоторыми учениками во Франции, в богатом доме. И один из учеников он был очень сложный, неприятный человек. И в один день этот человек ушёл, грубо ушёл и другие люди как-то расслабились. Но Гурджиев выбежал за ним и вернулся с ним. И люди не поняли почему. И на самом деле стало известно, что он платил этому человеку, чтобы он жил вместе с ними. Он хотел, чтобы вещи были трудные для его учеников. Что им надо как-то работать с собой благодаря этому человеку. Одно из его учений, что стоит благодарить сложных людей и сложные события в нашей жизни, потому что это даёт нам замечательные способы сделать прогресс в нашей духовной жизни.

Атиша только планировал проводить три года в Тибете, но его попытки вернуться в Индию были неуспешные из-за войны. Война между королями мешала ему ехать домой. Потому он проводил свою жизнь до смерти в Тибете. И за 12 лет он приобрёл стойкий эффект, который остался с нами через века.

До того, как он умер в 1054 году Атиша сказал, что Дром, один из его учеников, он будет его приемник. Дром никогда не был монахом, но он посвящал себя Дхарме с большой энергией и преданностью.

Дром создал великий монастырь в месте, которое называется Раденг, и он создал школу Кадампы, которая имела великое влияние на все школы тибетского буддизма.

По прошествии времени, школа Кадампы стала участвовать во всех других школах тибетского буддизма в независимом существовании. Но тем не менее учение Атиши имело великое влияние в тибетском буддизме.

И одно учение это то, что называется как учение для тренировки ума и практики «Тонглен» или практика бодхичитты. Когда мы вдыхаем страдание других людей и выдыхаем белый свет, который вылечивает других людей. Да, такие практики очень популярны во всех школах тибетского буддизма в наши дни.

И чтобы закончить, я буду вам читать разговора между Атишей и некоторыми из его учеников. И спросили Атишу, спросили точно Ку, Нокэ и Дром – что является высшим учением на Пути?

И ответил Атиша –

Высочайшее мастерство, это реализация состояния без эго.

Высочайшее благородство, это успокоение собственного ума.

Высочайшее превосходство, это иметь ум, который хочет помогать другим людям.

Высочайшее наставление, это осознанность без перерыва.

Высочайшее лекарство, это понять, что у всех есть состояние без природы.

Высочайшее действие, это не действовать мирским интересом.

Высочайшие сиддхи, это уменьшение и трансмутация страсти.

Высочайшая дана (щедрость) находится в отсутствии привязанности.

Высочайшая моральная практика, это спокойный ум.

Высочайшее терпение, это скромность.

Высочайшее усилие, это отказаться от привязанности к действиям.

Высочайшая медитация, это ум без претензий.

Высочайшая мудрость, это не хвататься за то, что возникает.

Самый лучший духовный учитель, это противоречить собственным слабостям.

Самая лучшая инструкция, это противостоять собственным недостаткам.

Самые лучшие друзья это «Mindfulness» и внутренняя осознанность.

Самые лучшие факторы для мотивации, это ваши враги, препятствия, болезни и страдания.

Самый лучший благородный акт, это помогать другому человеку идти к Дхарме.

Вот небольшое введение в учение Атиши.

No comments:

Post a Comment