P5/4 «Семичленная
пуджа»
Пятая тема: любовь! Рассматривается с трех сторон
1/ Принцип - «Любовь».
2/ Обет о любви — добрыми делами любви я очищаю тело своё.
Наставление
—
я добровольно воздерживаюсь от приченения
вреда / убийства.
3/
Практики в повседневной жизни.
Этот принцип
можно представить как закон:
Не ненавистью усмиряется ненависть здесь (в мире). Она усмиряется любовью. Это вечный закон.
Дхармапада 5.
Это вечный закон, о котором говорится в стихах.
Иногда люди говорят, что буддизм - самая научная религия,
Но соответствует ли наука абсолютной реальности, спросим мы?
В конце концов, какие бы научные теории мы ни имели сейчас,
большинство ученых сходятся во мнении, что через 300-400 лет они будут отброшены и признаны ложными.
Но Будда учил, он говорил, что его Дхарма - это вечная истина, вечный закон, слово на языке пали - «Акалико».
Она
верна в его эпоху, в наше время, так же
как и в будущем.
В
палийском каноне есть еще один стих на
тему любви,
из Каранья метта сутты:
Так же
сильно, как мать, порой рискуя
собственной жизнью, лелеет свое дитя,
свое единственное дитя, развивайте
безграничную сердечную любовь ко всем
живым существам.
Теперь
мы рассмотрим цитату из Сангхаракшиты
о Бодхикарияватаре, Путь
Бодхисаттвы,
автором которого был Шантидэва:
Shantideva:
Шантидэва (санскр. śāntideva «божество спокойствия») — выдающийся махаянский индийский мыслитель, буддийский монах VIII века монастыря Наланда.
Внёс значительный вклад в развитие школы Мадхъямака. Приобрёл авторитет как автор труда «Бодхичарья-аватара» (санскр. - "Путь Бодхисаттвы"), подробно излагающего многочисленные аспекты буддизма: философию, этику, цели, медитацию, ценности, обеты, поведение.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шантидэва
“Вся «Бодхикарьяватара» сводится к следующему: С помощью настоятельных увещеваний и довольно тонких аргументов Шантидева пытается убедить нас быть хотя бы немного более бескорыстными - воспринимать горести и страдания других как свои собственные и быть чувствительными к ним, как к своим собственным. Другими словами, он пытается убедить нас посвятить себя - в духе бодхисаттвы - помощи в облегчении всей массы человеческих страданий, не слишком вдаваясь в то, ваши это страдания, мои или чьи-либо еще. Над всем человечеством нависла большая черная туча, и она должна быть рассеяна объединенными усилиями всех нас”.
Поэтому давайте рассмотрим один стих из «Бодхикарияватары», чтобы получить конкретный пример этого:
3.1/ Какие бы благодеяние,
Мы ни накоппили за тысячу кальп.
Будьто поклонение Сугатам или даяние,
Мгновенная
вспышка гнева может это унитожить.
Важность
метты была признана в Тхераваде, также
известной как Хинаяна, но ее значение
было сильно подчеркнуто в Махаяне.
У нас есть учение о бодхичитте, стремлении к просветлению ради всех.
То, что Сангхаракшита называл альтруистическим измерением «Обращения к прибежищу".
Мы выражаем бодхичитту, принимая обет бодхисаттвы, клянясь обрести просветление ради всех живых существ.
Тем самым мы
становимся бодхисаттвой, но не в смысле
обретения эго-идентичности.
Существуют
практики для развития Бодхичитты.
В Триратне есть «Семичленная пуджа» - практика для развития бодхичитты, одна из наших центральных ритуальных практик.
Она состоит из
стихов из «Бодхикарияватары».
Эта
Пуджа также является методом развития
Шраддхи.
Что такое шраддха? «Вера» - не самый удачный перевод шраддхи.
Духовный путь начинается со Шраддхи, когда нечто необусловленное в нас резонирует с необусловленным во Вселенной. Мы можем сознательно развивать шраддху. Пуджа - одно из средств для этого.
Семичленная пуджа состоит из семи частей, и каждая из них выражает духовное настроение. Они следуют одна за другой. Эти стихи выражают состояние ума Бодхисаттвы. Если мы можем открыться духу этих стихов, мы приближаемся к состоянию ума Бодхисаттвы. Вот как происходит практика.
1/ Во-первых, у нас есть «Почитание». Устанавливаем сцену, вызываем красоту, открываем чувства. Затем произносится мантра, чаще всего мантра Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания.
2/ Затем «Покленение».
Мы признаем Три Драгоценности как самое
ценное, что есть во вселенной. Это
приветствие тем, кто высоко развит
духовно, бодхисаттвам.
3/ Затем у
нас есть «Обращение к прибежищу».
Недостаточно поклоняться и уважать три драгоценности,
Нам нужно двигаться к ним, нам нужно практиковать то, чему они нас учат.
Мы делаем это с помощью «Обращение к прибежищу».
Поэтому после стиха мы также воспеваем «Прибежища и наставления»,
этические наставления - это конкретная практика нашего «Обращение к прибежищу».
«Обращение к
прибежищу» - значит взять на себя
коммитмент.
4/ «Раскаяние в своих
ошибках».
Что же происходит, когда мы «Обращаемся к прибежищу», когда мы берем на себя коммитмент?
Мы вступаем в контакт со всем, что нас сдерживает.
Мара начинает интересоваться нами.
Поэтому нам нужно признать свои недостатки.
Мы должны признать и отпустить все, что нас сдерживает.
В этом и заключается
смысл буддийское раскаяние.
5/
«Сорадование благу».
Но недостаточно
сосредоточиться на негативных моментах.
Нам нужно сосредоточиться и на
положительных моментах.
Как на наших
достоинствах, так и на наших недостатках,
поэтому мы следуем за ними, радуясь
достоинствам.
6/
«Мольба».
Источник этого стиха - история из Палийского канона.
Незадолго до Паринирваны Будда был вместе со своим другом и помощником Анандой.
У Ананды была возможность попросить Будду остаться в живых, ведь Будды могут сами решать, когда им умирать.
Но Ананда не стал просить, его умом овладел Мара.
Поэтому Будда вскоре после этого ушел в Паринирвану.
Чтобы не повторить ошибку, мы просим Будду остаться.
Мы просим его о наставлении.
Затем мы слышим учение, затем приходит учение.
Чтение, выбранное специально для пуджи.
А после следует «Сутра сердца».
Эта сутра о шуньяте, или пустоте.
Почему она здесь?
Она напоминает нам о том, что не следует привязываться к словам учения, к его форме.
Дхарма - это нечто за пределами формы и слов, это запредельное, трансцендентное.
Дхарма - это также нечто за пределами двойственности.
Поэтому мы не повторяем слова за руководителем пуджи,
Мы воспеваем ее все вместе.
7/ После
«Сутры сердца», наконец, наступает черед
«Посвящение заслуг на благо всех».
Помня об идеале бодхисаттвы, мы
делаем это не для себя, а ради всех живых
существ, всех чувствующих существ.
Мы
заканчиваем длинной мантрой, часто
мантрой Падмасамбхавы, Падмасамбхавы
- полумифической фигуры, которую называют
вторым Буддой, принесшим Дхарму в Тибет.
Затем следуют заключительные
мантры различных будд и бодхисаттв.
Вы можете прочитать «Семикратную
пуджу» здесь
-.https://buddhayana.ru/tl_files/pdf/Puja%20book.pdf
No comments:
Post a Comment