Saturday 13 January 2024

Сутра сердца II, Падмайогини

Сутра сердца II, Падмайогини, 19.12.23

И я очень рада быть с вами ещё раз.

И я начала неделю назад с того, как сделала введение в легенды и мифы, которые существуют о источниках сутры пранья-парамита. И одна из сутр, это сутра сердца. И эти легенды, это мифы касается великого преподавателя под именем Нагаржуна, великий учитель, великий практикующий человек, который получил эти учения от нагов, эти учения, которые касается совершенства мудрости.

Наги их получили от будды, чтобы их сохранить. Будда он знал, что то знание, знание праньи, это что-то сложное для понимания, сложное для практики, это сложно, сложно чтобы это реализовать. И по таким причинам Будда признал, что можно потерять эти учения и в будущем они перестанут существовать. Поэтому наги, они сохранили учение до того, как пришло время до того как пришло время их переоткрывать ещё раз. И как еще их переоткрывают.

Сангхаракшита сказал о легенде про Нагарджуну. В особенности есть картины, где находится Нагаджуна. И Нагарджуна получает в этих картинах учение пранья-парамиты, как книга текстов и это тексты пранья-парамиты и он получает эти тексты от принцессы нагов.

И в картинах обычно рисовали её как русалку, которая живёт в великом озере воды. И такая легенда, такая картина, говорит Сангхаракшита, это как символ, что эта сутра не что-то, что исходит из обычного мозга, не выходит от интеллекта. Эта сутра к нам придёт, от источника, который безграничен, который находится без границ и более глубокий, чем интеллект. И обычно мы называем его бессознательный ум. Или может быть как другая сфера сознания.

Это ударение так сделано, чтобы мешать нам просто думать о сутре и просто думать, что мы можем понять эту сутру интеллектуально, чисто интеллектуально. Это не то, что хочется.

Сангхаракшита продолжает говорить о том, как существует много учений пранья-парамиты. Например, совершенство мудрости в 8000 строф. И совершенство мудрости в 100000 строф. И есть ещё совершенство мудрости в одну букву «а», один символ. Сутра сердца, это как сокращённое учение, не такое длинное как 100000 строф конечно. И в сутре есть диалог между теми говорит Сангхаракшита – Авалокитешвара, который олицетворяет совершенство мудрости, Авалокитешвара, смотрящий вниз с состраданием на мир и на Шарипутру. И значение слова Авалокитешвара, это владыка, который смотрит вниз с состраданием.

Кто Шарипутра? Шарипутра, это один из великих учеников Будды и традиционно считается, что он создал учение «Абидарма». Эти учения «Абидармы» это очень научные тексты, которые сделали очень подробные анализы все составляющих аспекты ума.

И эти тексты сделали анализ, анализ чего – состояний сознания и объектов. И эти тексты говорили, что мир создан из основ-форм. И эти основы-формы называют дхармы. Поэтому, здесь слово дарма обозначает другое, чем мы обычно говорим, чем обычное значение дармы, которым мы описываем учение Будды.

Поэтому говорит Сангхаракшита в «Абидарме» есть мудрость, но это не совершенство мудрости. Поэтом можно видеть сутру, как великий диалог между теми – мудрость и совершенство мудрости. Но Шарипутра молчит.

И Сангхаракшита говорит, что это обозначает молчание Шарипутры. Это представляет то, что интеллектуальное понимание преображает постепенно в духовное проникновение. У интеллекта нет ничего, чтобы добавить к совершенству мудрости. Но, он продолжает и он скажет, что когда мы продолжаем читать эту сутру, когда мы повторяем в слух эту сутру, когда мы размышляем о сутре, что в тоже время этот диалог, который представит нам эта сутра, это не то, что происходит вне нас. Это что-то внутри нас, это можно представить, что это центральное действие в духовной жизни.

Давайте сделаем небольшой перерыв, если есть вопросы о том, что мы уже сделали давайте задавать вопросы. Или если Суваннавира ты хочешь что-то добавить. Ок. Но на первом месте, если есть вопросы. Я предлагаю, что теперь, сейчас можно сделать размышления во время медитации и главный вопрос, что это такое это центральное действие, центральная драма, центральный момент в духовной жизни. Что это такое для нас лично. И это сложный вопрос, либо можно поделиться, либо просто можно потом слушать опыт других людей. Поэтому это то, что я нам предлагаю. Звучит хорошо? Ок, готовы начать?

Ок, давай медитировать вместе. И время размышления. Центральный вопрос, вопрос для размышлений – «сутра сердца», как что-то внутри нас. Что это такое, это центральное действие духовной жизни, то есть замена мудрости в совершенство мудрости. Когда вы чувствуете себя готовыми – откройте свои глаза.

Ок, кто-то хочет ответить? Я сделал запись. Мне было интересен вопрос для размышления. Благодарен, что возможность появилась для этого.

Я понимаю, что совершенство мудрости начинается с кем-то, с чем-то. И это что-то, с чего начинается совершенство мудрости, это свой личный опыт, поэтому скажем, это что-то внутри нас. Это объясняет для нас что это такое, что находится внутри нас. И это я понимаю, как развитие мудрости, совершенства мудрости, развитие совершенной мудрости, развитие своего понимания, своего личного опыта. Но личный опыт о себе и о мире. Как мир признания идей, которые я получил от других источников не всегда совпадает с личным опытом, который у меня есть.

И личный опыт у меня изменяется постепенно, это не всегда одно и тоже. И я стараюсь быть всё более и более ясным. Я ясно принимаю свой личный опыт. Поэтому, это то, что обозначает для меня это учение.

Но я бы просто хотел добавить ещё одно, это как предварительный этап до того, как начинаю развивать совершенную мудрость, это как не заменить мир идей с личным опытом, не заменить идею о мире по средством других идей. И стараться понять лично для меня что это такое, этот процесс начался, личные обстоятельства начались рано в жизни.

Я приехал из России в Англию, мне было 4 года, второй муж моей матери, он был коммунистом и в Англии коммунистов было мало, люди не так видели мир. Поэтому, такой процесс понимания мира начался рано в моей жизни. И последний момент это как, ещё есть процесс, когда у меня есть личный опыт и я стараюсь говорить и выражать себя, использовать мир идеи таким способом, что эти идеи соответствуют с личным опытом. И они более лучше соответствуют с внутренним миром. Улучшить свои способности выражать себя, чтобы говорить о том, что происходит на самом деле, не то, что я идеи получил из других источников.

Я бы сказала об этом что-то также с удовольствием. Когда я встретилась с дармой в первый раз, на интуитивном уровне я чувствовала, что здесь есть что-то важное. И я начала читать книги о буддизме, я начала посещать, ходить на занятия. И я чувствовала, что понимание, которое я искала находится в этих местах.

Но также у меня сильная практика медитации и это дало мне другую перспективу на всё что происходит, я могу видеть с другой точки зрения то, что происходит. Но у меня всё еще тенденция скажем доверять своему рациональному уму и чувствовать, что я всё могу понять тем не менее с рациональным умом.

И когда я начала слушать сутру сердца, во время сутры и когда я начала более подробно рассматривать эту сутру, да я чувствовала такой удар молнии, о котором говорил Сангхаракшита, да это существует в этой сутре. И сущность этого, это как понимание каоторое постоянно развивается, что это такое форма, что это такое пустота.

И центральная мысль что это такое, если всё, которое даёт мне опору, всё что я понимаю, всё чему я доверяю, всё это не так, как я думала об этом. Для меня да, всё что я поняла идея идеологии, о котором говорил Сангхаракшита, это как рациональный ум, мои идеи, которые я долго-долго их сохранила и их использовала и то, что возникает. Другие аспекты своего существования, которые возникают.

Я много раз повторяла эту сутру в особенности ночью, в особенности до того, как я заснула. И я надеялась, что может быть эта мудрость проникает во время сна в меня. Я надеялась. Может быть это так и случилось, я не знаю.

Ок, спасибо.

Может быть это стоит спросить, если новые идеи возникли.

Теперь сейчас личный опыт. Что мы слышали о личном опыте друзей.

Катерина: я хотела спросить – личный опыт, это то, что связано личным опытом буддизма. Просто Суваннавира рассказывал о своём личном опыте детства и я не совсем уловила связь с буддизмом. А Падмайогини говорила о связи с буддизмом. То есть это выражение опыта, когда ты теряешь представление о том, что происходит, в общем ты думаешь о том, что ты теряешь свои представления о мире, а больше полагаешься на логику, дело в этом?

Да я могу ответить, для меня это как мой личный опыт буддизма, это как что-то, которое даёт мне инструменты, чтобы осознавать сой личный опыт лучше, чем я могу сделать без этих инструментов. Это так как я понимаю, это буддизм инструмент, который я использую для собственного развития. Да у меня был личный опыт до того, как я начал практиковать буддизм, но этот личный был менее ясный и более отрицательный. Чем после того, как я стал использовать эти инструменты и жить в санге.

Екатерина: у меня был второй вопрос. У меня было ощущение такое когда говорилось о сутре сердца о том, что существует эта буква «а», может быть это ощущение о том, что дхармадхату это первоисточник, который также находится в нас?

Ок, я бы пригласил Падмайогини, если она хочет ответить на первый вопрос до того, как мы начинаем второй вопрос.

Екатерина: да я просто думала, что это уже был ответ.

Падмайогини: это говорит, что дарма, наш опыт дармы, это как наш непосредственный опыт. И наш непосредственный опыт без всех источников искажения, без всех искажений. Вот.

Екатерина: спасибо, хороший очень ответ.

Падмайогини: да, я бы сказала, что мой ответ, это да. Это как связано об учениях о мандалах. Мы находимся в центре мандал и мы существуем на многократных измерениях. И у нас есть связи везде с разными вещами, в разных измерениях. И у нас связь с тем, что называется дармадату, может быть мы чувствуем резонанс с этим. Может быть мы чувствуем на интуитивном уровне, что есть связь между ними, между нами. Но тем не менее на интеллектуальном уровне это что-то, что может быть мы не понимаем, что это такое на интеллектуальном уровне.

Екатерина: да спасибо.

Да и эта часть диалога о которой мы говорим здесь. Есть интеллектуальная часть себя и есть совсем другая часть себя, и они как-то соединяются. Имеют диалог, общение между ними есть.

Екатерина: спасибо. Классное объяснение.

Падмайогини: хороший вопрос.

Есть время, чтобы выбирать как использовать последнее время. Можно сделать медитацию с размышлением, или можно слушать больше о пяти скандх. Как вы чувствуете?

Глеб: скандхах?

Суваннавира: скандах.

Дима: я как все. Но мне было бы интересно послушать о скандах.

Екатерина: до послушать.

Вы можете самостоятельно медитировать и размышлять о них после занятий.

И мы вернёмся к лекции Сангаракшиты и первые слова Авалокитешвары, мы рассматриваем что это такое во время сутры. Авалокитешвара смотрит вниз с состраданием и видит, как эти пять скандх они пусты. Или в сутре сердца может быть бодисатва сострадания пребывая в глубокой медитации узрел пустоту всех пяти сканд и разорвал цепи служившие причиной страдания. Так услышьте – форма ни что иное как пустота, пустота ни что иное как форма, форма есть только пустота, пустота есть только форма.

В лекции Сангхаракшита описывает эти пять скандх, как форма - рупа, ощущения – вейдана, восприятие – самджня, импульсы – волевые акты иногда, самскара и сознание. Другие переводы, это – форма, сенсации – ощущения, восприятия, ментальное действие и сознание. Согласно буддйскому учению. Эти пять скандх, эти пять совокупностей они создают между нами все феномены обычного существования.

И поэтому Авалокитешвара говорит, что все наши обычные процессы, все наши обычные способы размышления и способы понять мир и себя, которое возникает в связи с телом, с восприятием, с ощущением, все эти процессы, ощущения, понятия возникают из ума, но это не соответствует с совершенной мудростью. И эти пять скандх можно их видеть как концепции, как этикеты, это как разные мысли, разные эмоции, которые находятся в уме. Эти концепции, концепции, эти понятия, эти этикеты, эти идеи, они находятся в уме, где влияет неведенье.

И потому, что мы не можем по-настоящему найти эти ощущения, мысли. Основа нашего понятия, понимания, основы не существует. У них нет то, что называется самостоятельное существование. Они не фиксированны, они не постоянны, потому что наш ум обычно понимает такие вещи, как постоянные и фиксированные. Но это не так.

Можно использовать пример тела – о чём мы думаем, когда мы говорим о теле. Мы понимаем с обычным понятием, даже с обычным умом, что наше тело изменяется время от времени. Наше тело, когда мы были ребёнком, наше тело сейчас как взрослого человека, можно видеть как изменяется тело у других людей. Они были детьми, они стали взрослыми людьми. И наверное, мы знаем о научном учении, учении о клетке в теле. Говорят, что эти клетки постоянно изменяются, изменяются с другими клетками. И через некоторое время, после нескольких лет мы буквально, все клетки нашего тела изменились. Мы буквально другой человек, у нас буквально другое тело, после нескольких лет да как мы думаем, когда …

Суваннавира: я продолжаю. Авария с компьютером. Использую мобильный телефон. Да я думаю о теле, я сделаю связь между теми – моя идея о теле и тело. И я чувствую, что да моё тело, это что-то, которое продолжает долго вечно. Я хочу, чтобы это тело всегда молодое тело, здоровое тело, не старое тело. Но да, это так как я думаю о своём теле, когда я использую эту идею о теле. Да я знаю, что нам нужно довольно скоро закончить, поэтому учение о совершенстве мудрости это учение, которое спрашивает нас более правильно, более уверенно понять своё тело. Да, совершенство мудрости даёт нам способность, спрашивает нас, даёт нам задачу, чтобы более верно понять себя, все разные уровни, все разные измерения себя и как-то выражать эти понятия в мире и использовать эти понятия таким способом, чтобы наши действия, наши выражения, наши способность олицетворять себя в мире это более сострадающие.

Я думаю, что это как надо закончить, это не идеальный момент, чтобы закончить учение. Но мы можем продолжать исследовать эту тему в следующий раз и ещё несколько раз во время занятий.

Все большое спасибо и до свиданья!

Я не хочу, чтобы оставить вас с чувством запутанности. Это так, как вы чувствуете, или это нормально.

Екатерина: Если не думать об этом сразу, а думать по очередности о каждом проявлении, которое возникает, какая-то общая картина появится!

Всегда можно поделиться в группе, говорить на русском и переводить с помощью переводчика, чтобы продолжать исследовать тему.

Падмайогини: я скачала наконец гугл-переводчик, поэтому мне возможно переводить с английского языка на русский язык. Да и если у вас есть сутра-сердца, есть на сайте буддаяны, можно читать эту сутру также. Может быть до начала медитации. Может до сна, чтобы путешествовать к нам во время снов.

Спасибо большое, до свиданья!

No comments:

Post a Comment