Friday 16 February 2024

Сутра сердца IV, Падмайогини

Сутра сердца IV, Падмайогини, 09.01.24

Исключительно для всех, кто участвует в группе, участвует в курсе эта запись. И ещё раз я очень рад, что с нами Падмайогини, чтобы продолжать говорить и учить о сутре сердца.

Падмайогини: Спасибо Суваннавира, я очень рада вернуться вновь к вам.

До того, как начать изучать новые темы о сутре сегодня вечером я бы хотела вернуться назад. И рассматривать ещё раз причины, почему стоит изучать сутру, размышлять о сутре, медитировать на сутру, сутру сердца конечно. Почему это важно? Центральная тема сутры, это нам говорит, что наш обычный способ видеть мир, понимать мир, переживать мир, это не то, что мы как сказать видим мир через линзу сутры. И причины в том почему у нас так много сложностей в нашей жизни, вообще причины в том, что мы интерпретируем и переживаем мир таким способом, который нам не очень хорошо помогает. Это не очень полезно, как мы это сделаем.

И в сущности, причины почему это так это причины что у нас есть идеи о себе в том, что мы как-то отдельны, мы отдельные люди от всего вокруг нас. Мы как-то отдельны от других существ. И такое понятие себя и других, это что-то, как-то становится более солидно, и мы начинаем видеть себя и видеть других таким способом, чтобы видеть себя и других более жесткими, более солидными, чем мы являемся на самом деле. И вот ошибочное, не верное видение и мы просто добавим, и добавим, и добавим разные слои к этому видению.

И мы начинаем думать о том, что мы – наши, вы - ваши. И такая разница, такое отделение, это источник сложностей, источник проблем, которые у нас есть.

Суваннавира: Ок, и мы с Падмайогини согласились, чтобы иметь сразу время для размышления. Тема наша, это сложности в личных отношениях, с личными отношениями. И я бы хотел, чтобы это не становилось абстрактно, это становится конкретно. Поэтому, просто предлагаю, что мы размышляем примерно 8 минут, как мы уже сделали много раз. И вопрос – кто у нас думаем о человеке, с которым у нас были сложности. Что-то трудно, что-то неприятно. И просто помнить, что это случилось и стараться просто осознавать – по каким причинам возникли сложности. Почему сложности возникли, просто так, чтобы более конкретно связываться с текстом и с идеями текста. И потом, если мы хотим поделиться нашим опытом можно это сделать. Если мы не хотим, это полностью нормально, хорошо. Поэтому я так и предлагаю, как вы думает, или если у вас есть вопросы.

В целом, это так мы размышляем о сутре сердца, но прямо сейчас мы выбираем только одного человека с кем возникли трудности и просто понять чувствовать то, что случилось и стараться своими словами найти объяснение почему это было сложно. Мы не стараемся найти правильный ответ, мы не стараемся как-то соответствовать с тем, что мы уже слушали. Это просто для нас, как мы думаем. Любое объяснение, которое нам чувствуется верным это очень хорошо. Чтобы просто текст не являлся абстрактным. Это как конкретно связывается с нашим опытом. Это то, что я предлагаю.

Мы готовы продолжать? Ок, 8 минут для размышления. Размышление об отношении с другим человеком.

И когда вы чувствуете себя готовыми откройте свои глаза.

Ок, если кто-то хочет поделиться. Если хотите поделиться трудностями с кем-то.

Падмайогини; я вернусь назад, вспомнить время, когда я была ещё митрой. Я гуляю по улице, а на другой улице я вижу члена ордена. Я говорю привет, сделать что-то, чтобы сказать привет и они продолжают, он или она продолжают ходить без признания, без внимания. И я думаю они намеренно хотят, они игнорируют меня. Я думаю, что они может быть думают, что не стоит сказать привет со мной. И я расстроилась об этом. И я начинаю строить идеи объяснить себе – почему это так и случилось. И нужно что-то сказать об этом в следующий раз, когда это мы встретимся, или просто думать – он грубый человек. Да, это всё возникает от того, что всё происходит в себе, то что я думаю, я как-то в центре всего. Да, но попозже я узнала, что этот член ордена, он получил новость от кого-то, его друг нуждался в помощи и он спешил помогать его другу. И они совсем не увидели меня, поэтому они не ответили, и они ничего не ответили, ничего не сделали, это абсолютно не связано со мной. Это как пример, как мы строим свой мир, когда мы чувствуем, что мы очень важный человек, мы центральный человек, в центре всего.

Глеб: я тоже могу рассказать кое-что в общих чертах. Это в целом не с одним человеком происходит, это время от времени происходит с разными людьми. Но суть этого такова, когда возникают какие-нибудь проблемы с другим человеком, либо это работа, либо это дом, для себя я относительно недавно я стал понимать, что часто эти проблемы возникают из-за того, что эти проблемы, как бы это объяснить, даже на русском языке, это может быть тяжело объяснить. Каждый из нас определённым образом видит мир, то есть у него есть своё миропонимание, мироощущение, миро представление, но оно не сходится. Оно у нас в голове, мы как будто смотрим через кривое зеркало на в принципе окружающие нас вещи. И суть тех или иных отношений, во взаимодействии каком-то у нас часто подменяется мыслительными конструкциями. У меня такое бывает, особенно когда много работы, дома бывает с женой, бывает иногда с друзьями недопонимание, потому что я чего-то жду от них, либо думаю, что они что-то могут то есть я подменяю ситуацию которая есть какими-то внутренними мыслительными конструкциями, которые не относятся к тому, что есть на самом деле, которые в принципе пусты и на них не стоит обращать внимание. Но очень тяжело это просто осознать для этого нужно остановится грубо говоря, сесть и подумать о том, что происходит. Наверное это всё.

Суваннавиря: для меня это довольно сложно было найти пример, о котором я бы хотел говорить. Несколько идей возникли, я думал я не хочу говорить об этом, я не хочу очень говорить об этом и так далее. Может быть это очень сложно, или может быть это спорная тема, сложно надо много говорить об этом. И мои идеи не соответствовали с темой лекции также, не очень хорошо. Но наконец-то я пришел к пониманию. У меня близкий человек и мы решили проводить вечер вместе, и она стала пить вино и я был чуть-чуть расстроен, не очень но чуть. И я чувствовал, что человек становится другим человеком с алкоголем. И я сказал, что я чуть расстроен, потому что это изменяется, когда общение происходит между нами. И она сказала – нет изменения не будет и я сказал, что да изменение будет. Я сказал нет, она сказала да, я сказал нет, она сказала да. И мы продолжали и что-то возникло гораздо сильнее на эмоциональном уровне, из-за того, что мы не могли согласиться о том изменение будет или не будет. Само по себе это не было так важно, но отсутствие согласия сделало это чувство как-то в пять раз сильнее. Поэтому вот, о чём я думал.

Падмайгини: Это как мы начинаем держать позицию – да, нет. Как сильно мы хотим проверять, что мы правы. Или хотим быть правыми. Или верим, что мы правы.

Ок. кто-то ещё хочет?

Дмитрий: ок, я хочу сказать, что я много лет всё время работаю с людьми. И событий было столько разных и много. Я не знаю что рассказать, но могу сказать одно, что я до сих пор учусь. И пришёл к выводу, я стараюсь не злится. Если я понимаю, что я злюсь я отхожу в сторону, я прекращаю какой-то разговор. И самое сложное для меня было, вот бывает так, что кто-то раздражает, вот без объяснения, вот просто раздражает и всё. И я спустя какое-то время понял, что если меня кто-то раздражает то не прав я. Я пытаюсь найти что-то положительное в человеке. Раздражает это злит.

Ответ Падмайогини: это хорошо, есть открытость в вашем опыте этого переживания, которое позволяет видеть что-то другое в общении, да.

Дмирий: И последнее, что я могу добавить, если я раздражён чем-то или разозлён я не принимаю решения под горячую руку. Я беру паузу и не спорю. Вот нет такого, что я спорю до последнего. Такого нет. Из недостатков больших, самых больших я могу обижаться. И тогда я сам переживаю. Но я стараюсь этого не делать.

Падмайогини: Это то, что я намерена сказать через несколько минут. Это то. Что нам говорит сутра сердца. Ок. спасибо.

Что-то ещё, или мы готовы продолжать?

Продолжаем. Но можно чувствовать, что это не то, что мы находимся в центре нашего мира, в центре нашей мандалы. Мы можем чувствовать, что мы находимся в центре мира других людей и в центре мандалы других людей. И есть крайность, есть люди, которые так и поступают верят о себе, люди которые чувствуют, что то, что они думают это более важно, более правильно, чем то, что думают все остальные люди. И сутра сердца говорит, что перспектива, которая у нас есть, это как открыта, как пространство. Это как наш опыт что-то открыто, не солидно и что-то, которое позволяет возникновение ума, возникновение сердца.

И Дмитрий нам дал хороший пример как остаться открытым и не сразу решаем, что это так или это так. Как-то да, остаться открытым. И если мы покрываем наш опыт добавим такие смыслы такие идеи, мы также покрываем своё сердце.

Итак вернёмся к примеру у меня с членами ордена, если мы не поговорили об этом позже, если я продолжала думать какой грубый человек, какой человек, который игнорирует себя, игнорирует меня. Я продолжаю покрыть своё сердце само к этому человеку. Я бы просто хотела вернуться к тому последнему и чуть говорить, о котором мы слышали на последней неделе. И мы видели о пяти скандх и как Санхаракшита говорил феноменальное состоит из этих пяти скандх и также наши идеи о себе.

Да феноменальный мир состоит из этих пяти скандх и наши идеи о себе состоят также из этих пяти скандх. И эти сканды пусты конечно. Сканды – форма, ощущения, распознание, волевые акты и сознание. И мы сделали такую практику медитации – осознание тела и мы старались осознавать своё тело без мысли, где мы не интерпретировали наш опыт, это наша цель неделю назад.

И мы старались видеть если мы добавил что-то воображаемое – воображаемые мысли, воображаемые идеи, если мы добавили такие вещи к опыту, который у нас есть. Это была наша задача в прошлый раз. И если мы опустили такие способности видеть мир, мы старались мы видели, что если это возникает, наш опыт становится более открытым, более пространственным, если мы так и делаем.

И сутра сердца нам говорит – все вещи по своей природе пусты, они не рождаются и не уничтожаются. Они не грязны и не чисты, не возрастают и не убывают. Поэтому в пустоте нет формы, нет ощущений, нет мыслей, нет принимаемых решений, нет и сознания, нет глаз, ушей, носа, языка, тела, ума. Нет цвета, звука, запаха, вкуса, прикосновения или того, что воспринимает ум и даже нет самого восприятия.

И Авалокитешвара он говорит о всех возможных способах по которым мы можем говорить, что эти пять скандх пусты. Все возможности, которые можем использовать, чтобы это так и сказать. Это включить звуки и прикосновения, и ментальные конструкции, мы включаем все возможные вещи в наш анализ.

Это важно. Это не говорит, что нет объектов, это не говорит, что нет опыта, это не так. Потому что у нас конечно есть опыт, потому что в нашем мире есть объекты. Это просто так, что мы редко видим и переживаем вещи такими, как они есть. Просто так. Наши мысли, наши обсуждения, наши способы сделать вариации, сделать анализ, мы просто постоянно принимаем такие вещи к опыту.

И это трудно их заметить, потому что большинство времени они бессознательны. Это просто так как мы обычно действуем в мире. И то, что сложится в ситуацию ещё, эти ментальные конструкции, мы относимся к ним так, как они были правдивыми, даже истинными. И поэтому мы перестанем иметь опыт того, что мы в начале заметили. И наверное, у нас есть опыт с кем-то говорить, который даёт впечатление, что они совсем не слышат нас, совсем нас не видят. Не думают о том, что мы говорили. И они продолжают вести себя так, как будто мы не существуем. Как пустое место есть там где мы стоим. И можно сказать, что на самом деле с одной точки зрения это правда, мы для них не существуем. Они общаются с идеями, которые у них есть о нас. Они не общаются с нами. Они не видят нас.

Глеб: Вот я об этом примерно и хотел сказать когда рассказывал свою историю, что очень часто ты когда взаимодействуешь с другими, это меня касается, когда ты общаешься с такими людьми, ты не замечаешь как ты обижаешься и вообще что-то делаешь со своими. Тебе кажется, что ты с другим человеком взаимодействуешь, но ты взаимодействуешь с его образом в голове в своей, но не с ним на самом деле. Не учитываешь то, что с ним происходит с ним на самом деле.

Есть ли ещё вопросы или замечания? Потом будет небольшой эксперимент. Если есть вопросы. Первый вопрос – у вас есть чашка перед вами? Это нужно. То, что мы стараемся сделать, это видеть – наблюдать чашку. И видеть если мы можем ли мы понять то, что нам рассказывает сутра сердце. Я объясняю более подробно то, что мы будем делать и потом мы будем делать. Это как эксперимент, чтобы увидеть то, как работает наше восприятие. Первый этап, мы закроем глаза и просто сидим, чувствуем себя это как первый шаг. И звонок будет, это знак для того, чтобы мы открывали глаза. И когда вы открываете глаза нужно видеть наблюдать чашку/объект, но нужно наблюдать таким способом что вы видели в первый раз, что вы не видели никогда эту чашку, этот объект, эту чашку. Ок, давай сидим пару минут и потом будет звонок, и мы открываем глаза.

Открываем глаза и заметим то, что происходит. Но мы используем глаза, не мысли, чтобы понять то, что происходит. Это более глубокий способ, чтобы что-то видеть, наблюдать, но без усилия, просто естественно глядим на наш объект, на нашу чашку. Какой у нас опыт, когда наблюдаем объект, когда мы наблюдаем чашку?

И если мы еще не брали, не взяли этот объект в руки можно взять в руки, можно взять в руки. И закрываем глаза и короткое время просто испытываем этот объект с другими чувствами. И мы откроем ещё раз наши глаза и поставим объект где-то, где нам это видно. И мы видим его ещё раз без усилия, естественно без большого усилия, не надо пристально смотреть наш объект.

Ок, давай закончим. Если вы чем-то хотите поделиться, можно поделиться об опыте.

И первое – вам будет сложно или легко проводить несколько минут наблюдая нашу чашку. Вы заметили что-то новое, когда вы старались так наблюдать чашку, или не заметили что-то новое? Если что-то возникает для кого-то, или нет. Мы стараемся описывать свой опыт.

Я могу сказать что-то. Это было интересно, есть свет где-то и другие части находились в темноте. Мне было гораздо интереснее видеть там где есть свет. Я могу более подробно видеть как-то, что есть. Так же как пахнет это что-то металлическое. Я думаю, что я не чувствовал это так сильно раньше, но присутствие есть с этим. И я бы хотел как-то видеть как-то со всех сторон, но держался. Вот самые яркие моменты, которые пришли в уме.

Кто-то ещё?

Дмитрий: Я попробую, но достаточно сложно это описать. Основное, что для меня было новое, когда я открыл глаза после звонка, через какое-то время картинка стала менять своё положение, она вниз поехала чуть-чуть. Чашка стоит на столешнице, на столе, и она меняла свою геометрию. Вот чашка, рука это стол, она вниз поехала чуть, потом поехала на верх. Менялась оптика, оптическое видение. Какое-то время, недолгое. И когда рукой, почувствовал холод её, вот это сильное ощущение было. Она холодная, она холоднее, чем воздух. Вот это всё.

Суваннавира: Вам нравились какие-то ощущения к чашке? Вам понравилась чашка, не понравилась?

Дмитрий: понравилась, да.

Падмайогини: потому что да, то что мы стараемся заметить, это то, что мы добавим к объекту. Для меня это сложно в начале просто фокусировать на одной вещи на стуле, исключительно на одной вещи на столе мне это сложно. Это для меня то, что я не делаю обычно. Для меня обычно это чашка, я от неё пью. Это полезно как чашка, это то, что я использую чашку, для того как пить воду. Но когда открывается время, чтобы более глубоко наблюдать на чашку, это приятно, это даёт возможность, чтобы найти другие качества в чашке. И это даёт мне проблеск того, как работают мои восприятия. Это довольно приято держать в руках эту чашку, да. Это приятное ощущение.

Суваннавира: Я бы просто хотел быстро рассказывать что-то, чуть похожее которое со мной происходит, происходило. Это как на день рождение – закрываю глаза и руки, чтобы получить подарки. Однажды кто-то сказал руки не надо, открой рот и получил подарок и это как-то очень интересный опыт. Потому что я абсолютно не знаю, не знал то, что будет. Это в рот, пока я сидел с открытым ртом. И это как-то даёт совсем другой опыт того, что что я ем. Это было очень. Да. Что-то замечательное. Как-то было в первый раз, когда я закрываю рот, я абсолютно не знал, что это такое во рту у меня.

Падмайогини: Поэтому то, что мы стараемся сделать скажем в нашей практике это остаться с тем, что является нашим непосредственным опытом. Без того, как все вещи, как все слои, которые мы добавим к опыту. Всё что мы добавим эти вещи пусты, они что-то отдельно от объекта. Ок, спасибо всем.

Суваннавира: ок, спасибо большое Падмайогини.

Дмитрий: Большое спасибо. Я надеюсь, мы продолжим.

Глеб: спасибо, до свиданья.

Ок, спасибо всем.

Спасибо Падмайогини!

Дмитрий: Спасибо Падмайоги я надеюсь мы продолжим в следующий раз.

Глеб: thanks you. Goodbye.

No comments:

Post a Comment