Monday, 3 January 2022

«Будда и Просветление»

«Будда и Просветление», Суваннавира, 08.04.2020.

Слушать эти лекции: «Будда, Дхарма и Сангха»

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн

Это будет первая лекция из шести, которая даёт общее введение в буддизм, для людей которые хотят больше узнать об этом. Шесть лекций, которые касаются таких тем как — три драгоценности Будда, Дхарма, Сангха и потом трёхчленный путь — путь нравственности или этики, потом путь медитации и потом путь мудрости.

И сегодня это первая из них. В буддизме есть три драгоценности — Будда, Дхарма и Сангха. Будда это Просветлённый учитель. Дхарма - это слово с множеством значений, но здесь это значит его учение, учение Будды, то есть духовный путь и также в значении «Истины», которую он постиг. И Сангха - это община тех, кто следует его пути вместе.

И сегодня мы будем рассматривать во-первых жизнь Будды и вторая тема это — Просветление Будды.

Самый большой момент в жизни Будды - это его Просветление, достижение Просветления. Мы будем рассматривать это более подробно. Но первое - это жизнь Будды. Это очень краткая версия, упрощенная. Можно писать книги по этой теме.

Здесь надо сказать, что Будда родился обычным человеком, но он вёл необычную жизнь, даже можно сказать — он вёл самую необычную жизнь, что возможна, потому что он достиг Просветления. И также он для буддистов считается — самое важное постижение, которое возможно. И он достиг Просветления, без помощи других учений, другие существа, которые учат его этот путь.

Но мы шли как-то дальше по пути. Будда родился обычным человеком и он родился в семье вайнов — каста кшатрии, в одном из штатов в древней Индии. Сказано, что его отец — король и его мать умерла, не за долго после родов ему. Он был воспитан не родной матерью. И не смотря на то, что он родился в семье войнов, он был воспитан в комфорте и роскоши.

Тем не менее он искал значение жизни. И традиция нам скажет, что у него появились ведения. Он видел четыре ведения, которые сделали сильные впечатления в этом человеке. Первый из них это старый, второй больной человек и третий это труп. И возник вопрос — какое значение в жизни, если всё закончится таким образом?

Он стал предприимчивее, он стал готов к чему-то, он стал готов это четвёртое видение - это странствующий аскет, который бродил, который искал истину. И когда, как нам сказано, он видел этого человека — он знал то, что ему надо сделать. И он уходил из дома ночью скрыто. Он уходил от сына, от жены, от семьи, от социального положения, от богатства. И он также стал странствующим аскетом, который искал истину.

Будда стал бродить и разные традиции расскажут нам как он учился у разных учителей. Нам скажут, что он получил разные знания и опыт медитативного состояния, но он чувствовал что этого не достаточно для него. Причины страдания он ещё не определил. И он их бросил, он уходил от этих учителей.

И он стал аскетом, стал известным аскетом, благодаря его практике аскетизма, очень строгой практик аскетизма. И у него было пятеро учеников, и он так продолжал.

Нам скажут, что однажды возникло спонтанно восноминание состояния медитативного сосредоточения, переживания медитативного сосредоточения, когда он сидел в юности под розовой яблоней и в тот же момент он понял, что путь аскетизма не ведёт туда, куда он хочет идти.

И он отказался от пути аскетизма. И пятеро учеников оставили его. Они сказали, что он вернулся к нижней жизни, поэтому он остался один и он продолжал его путь — путь искания.

И в Бодх-Гае, под деровом Бодхи, в ночь, в полнолуние, в мае, проведя ночь в медитации. Когда утренняя звезда появилась на небе, традиция нам скажет, что он достиг Просветления. И прям сейчас я не буду говорить о Просветлении, скоро будет сказано об этом.

Но я продолжаю историю жизни Будды, он решил после нескольких недель учить других людей тому, что он понял. Он не сразу так решил, потому что он понял как далеко от опыта, от переживания обычных людей было такое переживание, которое он переживал.

Но на конец-то он решил учить и он учил. На первом месте это пятеро учеников. Несколько недель спустя, в Варанаси и они стали Просветлёнными. Это было начало учения Дхармы. На западе сейчас эта Дхарма известна как буддизм.

Но сложилась Сангха — духовная община тех, которые на первом месте стали Просветлёнными, потом других, которые были на пути к Просветлению. И за последние 45 лет его жизни он продолжал учить пути к освобождению, пути к Просветлению, до его Паринирваны, до конца его физического существования в возрасте 80 лет. Поэтому — вот короткий вариант, короткая версия жизни Будды.

Но вернусь сейчас к вопросу — что такое Просветление? Первое что сейчас нужно сказать, что это трудный вопрос. Это трудно ответить, потому что буддийская традиция нам скажет всегда, что не возможно выражать что такое Просветление словами. Просветление это за пределами слов, не возможно его выражать словами, это также за пределами нашего опыта. Но мы можем что-то сказать, чтобы дать не точное впечатление. И в буддизме находится целый ряд идей и образов.

Очень много примеров, чтобы ответить на вопрос что это такое — состояние Просветления. И здесь мы будем рассматривать несколько идей и потом несколько образов того, что есть состояние Просветление, есть много других, которые мы не будим трогать сегодня. Но идея, можно сказать, что Просветление состоит в том, что у Просветлённого человека есть абсолютная свобода от страстного желания, абсолютная свобода от ненависти и абсолютная свобода ненавидения — заблуждения. Это как выражать что это такое — Просветленный ум с негативной точки зрения.

В особенности, Сангхаракшита — человек, который создал нашу традицию, он признал как это важно учить и отрицательные стороны учения и положительные стороны учения. Да, положительные - это как важно также видеть положительную сторону учения.

И можно сказать, что состояние Просветления — это состояние совершенного покоя и удовлетворённости, это состояние вселенской любви и сострадания, это состояние запредельной мудрости.

Можно сказать, что страстное желание преображается в покой, ненависть преображается в любовь и неведенье преображается в мудрость. Итак эти два учения ходят вместе. И это несколько идей, которые ответят на вопрос что такое Просветление, состояние Просветления.

Образы которые ответят на вопрос что это такое состояние Просветления. Образы, которые можно рассматривать - это будды и бодхисаттвы, это особенности Махаяны и Ваджраяны, что появилось много разных будд и мандал пяти будд например, много бодхисаттв например.

В Тхероваде (Хинаяне), они признали исторического Будду больше всего. Но в Махаяне, в тибетском буддизме есть много будд, много бодхисаттв, много можно сказать о них, но и Сангхаракшита учит, что каждый из них показывает, выражает качества Просветленного ума. Разные формы представляют эти разные качества.

И можно просто сказать что-то об одном из них - это Авалокитешвара, бодхисаттва сострадания, очень известная фигура. И в Авалокитешваре выражается качество запредельного сострадания.

И мы можем медитировать на них, мы можем визуализировать эти фигуры, можно читать, петь их мантры, как способы прийти ближе к ним, чтобы развивать эти Просветленные качества в себе. И как способ, чтобы в конечном итоге стать Просветлённым самим.

Поэтому чуть-чуть по поводу — что это такое Просветление, которое смог достичь Будда Шакьямуни. И как мы уже видели — короткая история его жизни.

No comments:

Post a Comment