«Жизнь Будды I», Суваннавира, 27.05.2020.
Слушать эти лекции: «Будда, Дхарма и Сангха»
Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн
Ок, это введение в буддизм. И тема - это Будда сам. Есть семь разных введений, которые мы рассматриваем разные темы в буддизме. И первые три из них — это Будда, Дхарма и Сангха. Будда, то есть — Просветлённый человек, Дхарма - это его путь практики, который ведёт к Просветлению, или Истина сама, которую он признал. И Сангха — духовная община тех, которые следуют по пути вместе. И Будда, Дхарма, Сангха они вместе называются — «Три Драгоценности», три самые важные, самые драгоценные вещи для буддистов. Или можно переводить это слово, как «Три Прибежища», то что даёт прибежище для человека, который исследует этот путь.
И Сангхаракшита — человек, который создал нашу традицию, буддийскую традицию «Триратна». Можно сказать, что он англичанин, который жил 20 лет в Индии, он вернулся в Англию в 1960-х годах и стал преподавателем по буддизму. Он хотел вернуться к сути буддизма. И чтобы быть способным это сделать он создал новые традиции, которые являются нашими традициями, традициями — «Триратны».
И одно из его ключевых учений, это важность акта «Обращение к Прибежищу». Это центральный и определяющий акт буддиста, это то, что делает нас буддистми.
И мы можем выражать наше обращение к прибежищу по средствам того, как мы следуем учениям. Мы стараемся понять учение, мы совершаем, мы делаем разные практики, чтобы изменить себя, преобразить себя на пути к Просветлению.
И мы можем выражать это формально, когда мы повторяем, когда мы делаем ритуал, который называется «Прибежище и наставления». Мы будем дальше рассматривать и обсуждать эту тему позже.
Но сегодня достаточно сказать что это показывает место, где находится Будда, Дхарма, Сангха в жизни буддистов. И в точности сегодня мы будем рассматривать первую из этих трёх драгоценностей. Это Будда. Мы рассматриваем Дхарму через неделю. И Сангху через две недели.
Но, сегодня наша тема - это Будда, но надо сказать, что слово Будда - это не имя, это не фамилия. Это титул, который значит тот, кто пробуждён. Тот, кто знает. Поэтому, другими словами тот, кто стал Просветлённым. Но важный момент, чтобы правильно понять буддизм, это то, что Будда или будущий Будда родился обычным человеком, который стал Просветлённым, благодаря своим стремлениям на духовном пути.
Сиддхатха Готома родился в племени, которое называется «Шакья». Его семья войнов, каста, которая в Индии называется «Кшастрии». И он родился в маленьком городе, который называется «Лумбини», который прямо сейчас в эти дни находится в Непале.
И иногда говорится, что его отец это король Суддана. И его мать — Махамая Дэви. Его мать, она умерла, некоторое время спустя после рождения Сидхархи. И его воспитанием занималась его мачеха Махапраджапати Готами.
Итак, как нам скажут традиции, он вырос в удобстве и роскоши. У него было всё что нужно, чтобы жить удобно в жизни. И он стал молодым человеком и женился. Его жена — Яшодара. Она родила сына Рахула. Но для Сиддхартхи это было не достаточно.
Один из старших текстов Палийского Канона - это самый старый написанный, и который ещё существует в наши дни. Есть сутра, которая говорит нам о размышлениях, которые происходили у Сиддхартхи. Он размышлял, что с санскрита можно переводить, как «Составной», может быть «Сотворённый», иногда «Обусловленный». Но в этом контексте «Составной» это хороший перевод, сделанный из частей.
И он также размышлял, что он стремился, за то, что он преследовал кого, или того, что также были «Составными». И ему, пришла в голову мысль — Почему я так живу? А если я стремлюсь и преследую то, что «Не составное».
Другими словами он признал, что он рано или поздно он будет старый, он болеет, он умирает. Это как рассказывает эту историю, другие рассказы про жизнь Будды, более мифические рассказы, которые говорят о «Четырёх видениях». Раз, два, три из них — старость, болезнь и смерть. Но это интересно, как самые старые писания, когда он просто признал то, что он составной. И он мог, это возможно искать то, что не составное.
И можно как-то переводить этот вопрос более современным языком сказать, если мы знаем будем умирать какое значение у нас есть в жизни? Как получить значение в жизни перед этим фактом? И Сиддхартха - это важно он не старался избегать эти проблемы. Он в глазах видел эту проблему. И это давало ему способ видеть четвёртое видение, это странствующий аскет, который искал истину. И после этого видения традиция нам скажет, что он знал то, что ему нужно сделать его следующий шаг. Он ушёл, он ушёл из дома ночью, в полнолуние, верхом на лошади. Он остался позади семьи, в стороне от богатства, социального положения и сам стал странствующим аскетом, который искал истину.
В начале нам расскажут как он стал учеником. У него было два учителя. И рассказы нам скажут как он достиг состояния медитативного сосредоточения - дхьяна. И он чувствовал, что он быстро понял, знал, получил знание в терминах его переживания, не только знания на интеллектуальном уровне.
Но тем не менее, он чувствовал то, что он получил — ему не достаточно. И он ушёл, он уходил от обоих учителей. Собственными словами он сказал, что он не нашел конец страдания ещё.
Следующий шаг у него, он стал — известным аскетом. И у него пять учеников. И он практиковал суровые аскезы. И подробности мы можем получить, как мало он ел. И другие подробности от того, как он практиковал эти суровые аскезы.
И нам скажет традиция, что пришло время, когда он признал, что если он продолжал идти этим путём, он просто умирает. И он признал, что он ещё не будет достигать ничего выше, чем человеческое состояние.
И есть другая история, которую рассказывают про это время. Он вспоминал, как в детстве он сидел под розовой яблоней, по деревом. И спонтанно возникло переживание дхьяны опять.
И он признал как аскет, может быть это спонтанное переживание дхьяны, может быть это даёт ключ к тому, что я ищу. Поэтому он стал есть нормально. Еще раз, его физические силы вернулись.
И что случилось с учениками? С отвращением они ушли от него, сказали что он вернулся к нижней жизни.
Поэтому Сиддхартха, будущий Будда нашёл себя, переживал себя один, в одиночестве. Один раз Сангхаракшита рассказал, что может быть он чувствовал себя в одиночестве, в тоже время, чем любой другой человек в истории. Может быть да, может быть нет, но он был один.
И спустя некоторое время он стал сидеть и медитировать в месте, которое называется Бодхгая сейчас, под деревом, которое сейчас называется Бодхи. И он дал обет —
«Плод может увянуть,
кровь может высохнуть,
но до того как я достигну Просветления,
от этого места я не буду двигаться».
И он сел. И он медитировал. Традиция нам скажет, что ночь, полнолуние, в мае, как только появилась в небе утренняя звезда у него возникло ведение, у него возникло знание. Ментальные яды отпали и он стал тем, кто пробуждён, тем кто знает.
Есть другие объяснения того, что случилось. Но это как короткий вариант, чтобы передать смысл того, как он стал Просветлённым. Он стал Просветлённым и он знал, что никто, что нет никаких следствий, что существовали в мире другие существа, которые были уже Просветлёнными.
И что это такое Просветление - это хороший вопрос, трудный, сложный вопрос. И мы скоро будем рассматривать этот вопрос, но до этого я буду рассказывать жизнь Будды до его смерти, потому что это очень важная часть истории.
Традиция нам говорит, что он сомневался преподавать, открыть то, что он признал истину, которую он достиг для себя. Он думал — никто не будет понимать меня.
И традиционно говоря. И к нему пришло существо под названием «Брахма-Сахампати». Это не обычное существо, он был богом. И согласно традиции он был отец, правитель не только этого мира, но и сотней-сотней, большого количества миров. Можно сказать, что мы не можем придумать более важного человека, который придёт к Будде в тоже время, который может прийти к нему.
И Брахма-Сахампати умолял Будду учить. Он сказал, что некоторые люди, они способны понять. И они умирают из-за того, что они не могут слушать его Дхарму.
Это красивый образ, который существует в близкой традиции как Будда видел. С его внутренним видением он увидел человечество в целом. И видел человечество - это как озеро с лотосами. И некоторые из них закрыты под водой жили, просто и всё. Другие как-то поднимались до поверхности озера и там открылись. И другие самые высшие, способные могли подниматься над водой и оставаться под солнцем. И получить свет, получить энергию и получить тепло от солнца. И Будда решил ради них он будет учить.
Поэтому Будда стоял с его места медитации и он шёл к миру человечества. И спустя только несколько недель после достижения Просветления он нашёл, он знал куда надо пойти. Он ушёл и нашёл его бывших учеников.
Это мне интересно, потому что в то же время не существовало мобильных телефонов. Будда сам с умом узнал куда надо идти. И они встретились в Оленьем парке, около города, который называется Сарана, он убедил их, чтобы они слушали его. Они всё еще думали, что это человек, который отступился от жизни в аскетизме. Но, он их убедил наконец-то. И ему потребовалось немного времени, чтобы их убедить, чтобы преподавать инструменты учения, по которым они могут сами достигнуть бессмертного состояния, состояния Просветления.
И способы, которые он использовал, сутры которые рассказывают эту историю «Дхармачакра-правартана сутра», сутры которые говорят о вращении поворота колеса учения. Есть учение о «Благородном восмеричном пути Будды», о «Четырёх благородных истинах» и о «Срединном пути».
И таким способом, когда он сумел передать другим способы, чтобы они стали Просветлёнными - это начало того, что мы сейчас знаем как «Дхарма» — буддизм. И когда эти люди были вместе, так началось то, что мы сейчас называем «Сангха» — духовная община, в высшем смысле этого слова.
Есть традиция, которая скажет, что Будда ушёл из дома, когда ему было 29 лет. И он стал Просветлённым, когда ему было 35 лет. И последние 45 лет, до того как он умер, когда вошёл в «Паринирвану» в возрасте 80 лет.
Эти 45 лет он просто учил, продолжал давать учения другим людям. Он им передал способы, по которым они могут сами стать Просветлёнными. Благодаря его попытке у нас есть учение, которому сейчас мы можем следовать. Поэтому, что это такое жизнь Будды для нас.
Но я закончил с вопросом — что это такое Просветление, чтобы рассматривать чуть более подробно эту тему.
Первое, можно сказать, что это трудно сказать что это такое Просветление. Буддийская традиция всегда нам скажет, что Просветление это за пределами слов. Слова не могут передать смысл что это такое Просветление.
Слова, всё что возможно сделать - это палец, который указывает на луну в небе. Палец не является луной. Луна это совсем другое дело, чем палец.
Также можно видеть этот факт с других точек зрения - это не только то, что слова не способны передать смысла того, что является Просветлением.
Переживание Просветление - это что-то абсолютно за пределами того, что мы переживаем сейчас. Поэтому, чтобы понять что такое Просветление в полном смысле. Чтобы полно знать это нам нужно стать Просветлённым самим. Нам нужно стать Просветлённым. По этим причинам известно важность духовных учителей. Но тем не менее слова «Просветление» нам полезны, это всё что у нас есть, поэтому для нас они ценны.
И я буду заканчивать передавая несколько слов, несколько образов, которые выражают то, что возможно по поводу того, что такое Просветление. Идея, можно сказать, что просветление - это абсолютная свобода от ментальных ядов. Абсолютная свобода от страстного желания, от ненависти, от заблуждения.
Или Просветление - это состояние совершенного спокойствия и удовлетворенность, состояние вселенской любви, всеохватывающей любви и сострадания.
Просветление - это состояние знания и мудрости.
И просветление - это всё это вместе, они как-то показывают разные углы что это такое Просветление. И один из них недостаточно и даже они все вместе недостаточно как ответ, но если мы способны воображать в себе что это такое. Особо, если мы держим что такое каждое из эти определений вместе - это хороший способ двигаться к этому состоянию.
Но есть возможность выражать Просветление в терминах изображения и символы. Здесь мы опираемся на разных будд и бодхисаттв. Они часто находятся в традиции буддизма Махаяны, в тибетском буддизме, они считаются визуальные и звуковые символы Просветленного ума. Каждый из них, каждый будда, каждый бодхисаттва оказывает определённое качество Просветленного ума.
Бодхисаттва Авалокитешвара, который воплощает качество сострадания. Манджушри или Манджугоша, воплощает качество мудрости. И Ваджрапани — гневного Ваджрапани или спокойный Ваджрапани, воплощает качество энергии направленной к благу.
И мы можем визуализировать эти фигуры и повторять их мантры, как способы развивать в нас качества Просветленного ума, которые они воплощают.
Через неделю мы будем более подробно рассматривать вторую драгоценность. Дхарма — путь практики, который у нас есть, которым мы можем исследовать этот путь к Просветлению. И Дхарму можно также перевести как «Истину» с которой Будда сам достиг и признал.
No comments:
Post a Comment