Sunday, 5 June 2022

Сангха «Триратна»

Сангха «Триратна», Суваннавира, 21.10.2020.

Слушать эти лекции: «Будда, Дхарма и Сангха»

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн

Введение в буддизм — тема нашего введения сегодня это сангха. Сангха — значит духовная община. И это третья из трёх драгоценностей буддизма, то есть самые важные вещи для буддистов.

И мы уже рассматривали первую и вторую. Первая драгоценность - это Будда сам, то есть Просветлённый учитель. Человек, который родился обычным человеком и стал Просветлённым.

И вторая драгоценность - это Дхарма. Это сложное слово, но здесь можно считать, что Дхарма - это путь практики, которому учил Будда, для того чтобы другие смогли стать Просветлёнными. И также это Истина, это истинная природа вещей, которую постиг Будда.

И третий - это Сангха — духовная община, сообщество тех, которые следуют пути, которые находятся на пути вместе.

Поэтому наше введение в буддизм, мы расматриваем Будда, Дхарма, Сангха. И потом мы более подробно рассмотрим Дхарму. И точно определённый путь практики, очень известный. Это путь практики этики, путь практики медитации и практики мудрость, путь развития мудрости.

И эти три способа, три уровня, можно сказать на которых мы можем развиваться сознательно, на пути к Просветлению, на пути к Дхарме, на пути к Истине — то что является главной целью буддизма.

И есть ещё одна тема — иногда это практики поклонения, ритуал, пуджа, что это значит в буддизме? Значение повторения мантры, обращение к Прибежищу в трёх драгоценностях, это также тема. Но для нас сегодня это сангха.

Мы уже рассматривали жизнь Будды до его Просветления, как он жил в удобстве, но увидел четыре ведения, то есть старость, болезнь и смерть. И стал искать смысл в его жизни. И четвёртый, это блуждающий странник, который искал истину, это четвёртое ведение, который пробудил Будду уходить из дома и сделать его искание истинности как главную цель в его жизни — центральной целью его жизни.

И мы видели как он имел разных духовных учителей, это было недостаточно и потом как он практиковал аскетизм, это ему было недостаточно. И как он признал свои ошибки, остался один и сделал обет, который вёл его для того, чтобы он стал первым в нашем мире Просветлённым.

Потом, мы видели жизнь Будды после Просветления до Паринирваны, то есть до распада физического тела. В этой истории это его решение учить, то что он признал путь к чему, что он признал.

И как можно сказать, считать, что пробуждал его сострадание. Сострадание в Просветлённом человеке - это желание учить других как достичь Просветления.

И его жизнь как учителя Дхармы, блуждающего учителя Дхармы, очень простая жизнь была у него. Он просил подаяния каждый день, в деревне, в городе. Вечером встречался с людьми, учил Дхарме. Даже в вечер, где он ушёл в Паринирвану мы слышали, как он учил в последний раз. Можно сказать, что он отдал себя до самого конца, его жизни.

И неожиданно, что вокруг его появилась Сангха, Сангха — духовная община тех, которые следуют его учению. Это Сангха, которую мы рассмотрим сегодня — наша тема.

Можно сказать, что Сангха в широком смысле этого слова это все, которые находятся на буддийском пути вместе, все традиции и все школы, все которые следуют учению Будды.

Но есть ещё в узком смысле этого слова, можно сказать, что определённая Сангха тех, которые участвуют в одной школе, в одной традиции, которая исследует определённый путь практики вместе с одним главным учителем. И люди часто спрашивают — почему так много традиций и школ в буддизме и какая разница между ними, какая разница между Хинаяна и Махаяна?

Почему такие разделения существуют? И где находится «Триратна», в этой схеме? «Триратна» - это Махаяна или Хинаяна? И я буду предлагать несколько главных моментов, чтобы объяснять чуть-чуть историю буддизма, чтобы чуть объяснять этот сложный процесс. И потом я буду говорить несколько слов по поводу «Триратны», более подробно наша традиция, наша новая традиция.

Можно сказать, что первый момент, который стоит признать, что Дхарма — учение Будды, учение буддизма - это сложное учение, это не просто понять Дхарму. Будда сам не раз говорил, что человек должен быть мудрым, просто чтобы быть способным понять что это такое Дхарма, что это за духовный путь, которому он может следовать, даже ценить дхарму, надо быть мудрым.

И это не всё, потому что это нечто сложное. Это значит, что можно правильно его принимать или неправильно. Это не просто вопрос следовать нескольким этапам без размышления и конечно возникает вопрос — как знать если мы правильно принимаем учение?

Есть разные вопросы, но один из них, который отдал Будда сам — мы знаем, что находимся на правильном пути, когда Дхарма для нас имеет вкус свободы. Если мы чувствуем такую свободу, которая становится глубже и шире, это хороший знак. И мы найдём этот вкус свободы во всех аспектах Дхармы. Если мы найдём вкус свободы везде это хороший знак, что мы глубоко приняли его учение Будды.

Я хотел бы сказать, что это учение сложное учение. Чтобы знать контекст, который мы можем понимать, после того, как Будда вошёл в Паринирвану люди стали обсуждать что это такое за его учение? Что значит следовать его учению — что это значит более конкретно, более подробно? И люди не всегда соглашались по этому поводу. Возникли разные учения, потом разные традиции.

Это не значит, что люди обязательно спорили. Есть истории, где были разные ученики Будды, которые жили в одном и том же монастыре. И одни практиковали это учение, другие практиковали другое учение. Может быть для некоторых - это был только вопрос темперамента, характера. Какие учения нам нужны, доступны, важны или нет. Но это также не так просто, когда были несогласия в мире буддизма.

И самый известный из них, это как появились эти два направления, скажем чтобы использовать известный термин Хинаяна и Махаяна (малая колесница и великая колесница), махаянисты — ученики Махаяны используют такие названия.

Ученики первой считают, что Тхеравада, которую можно перевести как учения старцев. И они говорят, что аккуратно следуют учению, детально следуют учению Будды, так как жил Будда сам, поэтому они носят робы, монахи бреются и не едят после полудня, это первое.

И второе Махаяна. И они скажут, что они следует пути «Бодхисаттва», что Будда сам следовал пути бодхисаттвы, который практиковал в течении многих жизней. И стал Просветлённым не просто ради себя, но ради всех живых существ. Поэтому, это не просто путь личного спасения. Это акцент на учение тех, которые практикуют в Махаяне. Поэтому это одна разница, между двумя этими школами.

Но это не всё, картинка ещё сложнее, потому что Дхарма (учение буддизма) расширялась в многих странах. И прошло много времени, культуры изменились, цивилизации изменились, цивилизации появлялись и прекращались даже.

Сангхаракшита отметил, как в новых условиях Дхарма всегда изменилась, когда мы изучали историю буддизма, чтобы являться доступной людям. Поэтому, на востоку есть много много разных форм буддизма, школ, традиций. И большинство времени эти традиции продолжали быть без контакта друг с другом, интернета не было, самолётов не было. Ходить пешком с Индии в Китай - это большое дело. Поэтому, они развивали контакты и может быть пятьдесят лет они стали встречаться друг с другом на западе, встретились в Америке, в Австралии, в России даже. Поэтому, у нас сложный буддийский мир с многими школами и традициями.

И что это такое за «Триратна», можно сказать что это новая традиция. Чтобы объяснять это чуть, можно сказать что Сангхаракшита родился в Англии, но он жил 20 лет в Индии. Он стал монахом Тхеравады, он получил имя «Сангхаракшита». И он имел опыт всех главных направлений буддизма, у них был преподаватели всех разных направлений буддизма и он особый человек. Его ум очень ясный, проникающий и его энциклопедическое знание. И он вернулся в Англию в 1960-х годах и признал, что нужно новое буддийское движение. Он не думал что то, что уже существовало как учение буддизма было достаточно, поэтому в 1967 году он создал то, что нам известно сейчас как буддийская община «Триратна». И в 1968 году буддийский орден «Триратна», то есть наша сангха, наша «Триратна»-Сангха. И у нас есть Сангха, у нас есть определённое учение, даже доктрина.

Он заметил, что в буддизме есть можно считать что есть более 150 разных практик и медитаций. Поэтому, невозможно практиковать все практики медитации. Поэтому, каждому нужно иметь выбор какие практики, какие учения, какие доктрины вы будите исследовать и какие нет.

В «Триратне» он стал преподавать, что главная доктрина это Пратитья-самутпада, «Обусловленное совозникновение». Всё, что существует во вселенной возникает в зависимости от условий. Если эти условия прекращаются, эти вещи больше не существуют, всё обусловлено.

Но, также есть не обусловленное. По грамматике нужно сказать, что есть не обусловленное существование, но это не является объектом.

И на основе обусловленного совозникновения мы понимаем такие учения, как двенадцать нидан — 12 стадий, или 24 ниданы — 24 стадий. Второй частью является путём по спирали и также мы понимаем Нирвану, шуньяту или пустоту. Поэтому, это быстрое введение. Я не буду подробно говорить о них в этой лекции. Но, это наша доктрина, которую мы используем в нашей Сангхе. Но есть также методики, методики которые мы используем, чтобы развивать себя, чтобы двигаться вперёд на пути. И такие есть «Обращение к прибежищу в трёх драгоценностях», соблюдение «Пяти или десяти наставлений», «Трёхчленная и семичленная пуджа». И практика духовной дружбы и наслаждение поэзией, музыкой и искусством в качестве опоры для духовной жизни. И все эти методики их цель, это помогать нам достичь высшего уровня сознания/осознанности и бытия. Поэтому, это как методики, которые мы используем в «Триратне» и эти методики мы можем использовать в нашей жизни в современном мире, в нашей повседневной жизни, это ещё один вопрос, который люди часто спрашивают.

Да, это трудно практиковать в наши дни или как практиковать буддизм в нашей повседневной жизни, жизнях. И вот это как-то такие практики — мы можем это сделать.

И есть ещё шесть отличительных акцентов у нас в Триратне, которые развивались во времени, когда, люди старались практиковать на пути вместе, в нашем современном мире в нашей сангхе. И как-то также в нашем понимании буддизма. И наше учение о наших отношениях с другими буддистами. И я закончим с этими моментами.

Первый из них - это критический экуменизм, экуменизм потому что в первом месте Сагхаракшита признал, как он писал, когда ему было 26, 27, 28 лет — молодой монах в Индии, он признал, что существует единство в буддизме.

Это не значит, что может практиковать в одной школе один месяц и потом изменить школу, начать где-то в другом практиковать. И даже это не значит, что на рациональном уровне есть единство. Но в книге «Обзор буддизма», он показывает что есть запредельное единство буддизма.

Этот экуменизм - это критический, у Сангхаракшиты, как я уже сказал очень проникающий ум. И когда ум проникает он видит противоречия и то, что верно и то, что не верно. Положительная эмоция да, это очень важно, но это не значит что мы должны согласиться со всеми людьми, со всеми вещами.

Признание, что в разных традициях буддизма есть тенденция к буквализму, к смешению разных учений, из разных источников, которые искажают и появляется культурные слои, которые скрывают принципы Дхармы. И мы признаем единство буддизма, но также готовы быть критическим к другим и ожидаем, что есть такие отношения к нам — первый момент.

Второй - сердце Сангхи является орден, тех людей, которые посвящали себя на духовном пути и те, которые действуют с эффективным конитментом. Конитмент - это слово это трудно перевести это слово на русском — решение, посвящение как-то чуть подходит, но не очень. Но участие в орден - это открыто всем.

И когда Сангхаракшита создал традицию, это было невозможно для женщин, чтобы посвящаться и принимать ординацию. И в ордене это было возможно. И в ордене есть женское крыло и мужское крыло. Для тех, которые хотят стать членами ордена есть процесс, можно сделать это. Женщины сделают церемонию ординации для женщин. И мужчины сделают церемонию ординации для мужчины, поэтому это большая возможность, для тех, которые хотят посвящать свою жизнь на буддийском пути, в контексте сангхи, это второй момент.

Третий - это было центральное место «Обращения к прибежищу». Но, обращение к прибежищу как другие традиции переводят его — «Принятие прибежища» - это известно всем. Но Сангхаракшита определил - это центральным и определяющим действием буддистов. Поэтому то, что мы признаём когда человек становится членом ордена, когда он посвящает себя - это не то что мы становимся монахом. Это не то, что мы сделаем в контексте духовной линии. Определённо - это то, что орден свидетельствует, что этот человек эффективно, действенно обращается к прибежищу. Это то, что является главным действием для буддистов. И это находится в сердце нашей общины.

Так и духовная дружба, что в ордене и в Сангхе, это не то, что у человека есть один/единый гуру, один человек, который является учителем. Есть сеть дружбы, некоторые из которых являются более опытным. Но, у каждого человека есть разные отношения, поэтому это не всё зависит от отношения с одним человеком. И дружба — то, что является отношениями с людьми другими в сангхе. Это значит, что это основано на таких качествах, как открытость, честность, отсутствие власти, что-то да более открыто человечеству.

Пятый, можно быстро сказать, что «Триратна» считается «Ядром нового сообщества». Мы развиваем себя, чтобы развивать положительные качества не только ради себя, наших друзей, Сангхи, но ради всех в мире. Но, также чтобы иметь положительные следствия для сообщества в целом, ради мира надо существует Сангха. И таким способом это ядро нового сообщества является выражением «Идеал ботхисаттвы».

И шестой — признание есть важность культуры и искусства, как я уже рассказал чуть об этом. Это как способ, чтобы развивать ум в качестве опоры для духовной жизни.

Поэтому, это чуть-чуть качество нашей Сангхи, это идеал Сангхи, который у нас есть в «Триратне». Это идеал практики, который мы используем, чтобы двигаться ближе к идеалу. И особые акценты, которые все вместе дают способ, чтобы индивидуумы, личности могли двигаться на пути к Просветлению, чтобы развивать себя на духовном пути, с отношением дружбы, с отношениями дружбы с другими, которые находятся на пути.

И это то, что я хотел вам сказать.

No comments:

Post a Comment