«Как распознать подлинного учителя», Саддхалока, 21.03.2020
Слушать эти лекции: «Лекции по введению в буддизм»
Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн
И сегодня мы рассмотрим одну из этих историй, которые приходили к нам с Буддой. Однажды Будда путешествовал, бродил с большим числом монахов, когда они пришли к богатой деревне, просвещающейся деревне под названием «Упасада», они и как им было принято Будда с монахами остался вне деревни, за пределами деревни в приятной роще садовых деревьев.
В то же время Будда уже стал известным человеком, очень известным человеком. И видеть такого святого человека - это что-то особенное, это что-то что люди не хотели пропустить такую возможность. Да, конечно в эпоху без телевиденья, без кино, без интернета, без футбола, без крикета, без магазинов где можно купить много интересных вещей. В такие эпохи встреча с Буддой - это что-то очень важное и ценное для людей. Поэтому днём большая толпа людей шли от «Упасады» в рощу садовых деревьев, чтобы встретиться с Буддой.
На крыше своего дворца, когда Джанки готовился, чтобы отдыхать от жары, он видел много людей, которые шли вместе от Упасады. Джанки - он был богатый, властный брамин, который руководил этой деревней. И он спросил у слуг – что происходит? Что случилось? Куда идут эти люди? Слуги ему рассказали – все эти люди, эти толпы идут, чтобы встретиться с Буддой. Джанки им сказал – а, подожди, подожди, я хочу идти видеть Будду сам, с вами.
Джанки хотел, чтобы люди ждали его, потому что он также важный человек. Это не уместно, что такой важный человек ходит один, без толпы, без множества людей вокруг него.
В тоже самое время несколько важных браминов из близлежащих районов были в Упасаде по делам. И когда эти брамины слышали, что Джанки планировал идти посетить Будду, что они сделали? Они послали делегацию к Джанки, чтобы стараться отговорить его, от этого действия. Это не уместно, что вы такой важный человек, это не уместно что вы идёте посетить Готаму, бродячего человека Готаму.
Они сказали это уместно, что такому человеку нужно прийти и высказывать почтение Джанки, не наоборот. И они назвали много причин, почему это не уместно, почему это не хорошая идея что Джанки идёт видеть Готаму.
Они беспокоились, что такой важный брамин, как Джанки он не должен ставить себя в подчинённое положение по сравнению с Буддой. Во время Будды две отдельные религиозные традиции существовали. Одна, это традиция вед, это история, знания, ритуалы, которые передавались у браминов из поколения в поколение. Это касты священников, браминов. И они ревностно сохранили их как свою прерогативу.
С другой стороны, яркие и разнообразные традиции странствующих святых. Часто они бродили и просили подаяния. Они свободно бродили, и они искали как-то непосредственное духовное переживание, непосредственную реализацию. Пытались обрести множеством различных способов. Несколько из них очень чудесные и странные. И другие из них, серьёзные люди, которое практиковали серьёзную медитации.
Эти две традиции пересекались, да. Но, неизбежно что так существовало соперничество между ними. Да и такие брамины, которые были в деревне по делам, они беспокоились о том, что если Джанки посвятил Готаму другим может показаться, что Джанки признаёт, что шраманы мудрее и святее браминов. Но убедить его стало невозможным, он хотел пойти видеть Готаму. И даже он сказал другим брамина, что они должны прийти с ним. Они должны прийти вместе.
И Джанки был таким важным брамином. Другие брамины, что они могут делать? Они должны делать то, что Джанки им сказал (заказал). Поэтому, таким способом вместе с большим числом браминов Джанки пошёл в садовую рощу.
Поэтому, они пришли, они обменялись уважительными приветствиями. Люди расселись и стали слушать обсуждения, дебаты, которые вежливо уже начали. И в собрании браминов был один исключительный юноша по имени Капатика, ему просто 16 лет. Но, он уже закончил браминское обучение и был признанным знатоком вед. И время от времени присоединялся к разговору Капатика.
И это привело к тому, что Будда укорил его за то, что он говорил без очереди. Он не должен говорить, когда есть люди настолько старше его. Поэтому, быть вежливым - это было важно в эти дни.
Джанки заступился за юношу и сказал, что несмотря на свой возраст он признанный знаток вед. Поэтому, он вполне может присоединиться к беседе с другими людьми.
Капатика, уверенность которого возросла хотел сейчас привлечь внимание Будды, чтобы задавать вопрос. И Будда увидел это и дал ему возможность, чтобы спросить вопрос. Капатика задал свой вопрос:
-Учитель Готама, согласно традиции браминов, всю истину можно обнаружить в ведах, нигде ещё. Что вы можете сказать на это?
Теперь традиция браминов и шраманов оказалась в прямом, хотя и вежливом противостоянии.
Будда сразу же прямо ответил, сильно ответил:
- Есть ли среди вас браминов кто-нибудь, кто может сказать, что знает её? Видел эту истину сам и знает, что это несомненно так? Есть ли среди вас учителя кто-нибудь, кто могут сказать это? Или среди учителей на протяжении многих поколений? Или даже среди древних мудрецов? Разве даже древние мудрецы не ссылались ли всегда на своего учителя?
Капатика согласился да, что это так.
Будда продолжал:
-разве вы брамины не цепочка держащих друг друга за подол? Никто не могут видеть ничего сами. Ваша вера, в вашу традицию как оказывается мало на чём основывается.
И это сильные слова собрания, которые исключили много властных и богатых браминов. И это было бы не удивительно, если некоторые из людей стали чувствовать себя не очень удобно из-за этого. Но, Капатика не готов признать поражение так легко.
-Мы брамины не просто полагаемся на свою веру в традицию. Мы также внимательно слушаем что в ней говорится.
Будда ответил:
- сначала ты говорил о вере в традицию. Теперь ты говоришь о внимательности слушания того, что нам скажет традиция. Давай посмотрим более внимательно. Мы можем говорить о пяти основах для того, что-то является истинным.
Во-первых: вера и убеждения.
Во-вторых: предпочтения.
В-третьих: слушание того, что скажет традиция.
В-четвёртых: рациональное обдумывание.
И в-пятых: размышление о введениях и как-то придётся что мы чувствуем, что это правда.
Но, давай рассмотрим - это глубже чуть. Может быть что-то не истинным, но у вас есть вера и убеждения, что она является истинным. Или что-то может быть истинным, но вы не верите, у вас нет убеждения, что она является истинной.
И также можно относиться к любому из этих оснований. Каждая из них может стать основой для временного признания, предварительного признания чего-либо в качестве истины. Но это не достаточно, чтобы быть способным говорить, что эту истину и всё ещё не истинны.
Поэтому Будда здесь вернулся к тому, что сказал Капатика в начале. Что как Капатика сказал, что всю истину можно обнаружить в ведах и больше нигде ещё. Поэтому, это нам интересно рассмотреть основы нашей веры.
Мы рассмотрим и может быть мы хотим сказать, да я всегда верил в это. Каждый человек в это верит. Как это возможно, что это не правда, не истина?
Может быть мы скажем, я читал это в газетах. Я видел это в телевидении, я что-то видел на фэйсбуке, видел на ютюбе. Может быть мы скажем это чувствуется верным, я просто знаю, что это так. Или мы можем сказать это логично. Любой разумный человек может увидеть, что это так.
У нас, у каждого из нас, наверное опыт, что иногда мы стали спорить, обсуждать с кем-то, у которого ум работает быстрее, чем наш ум. Они могут выиграть спор, но мы убеждены, мы знаем, что это не так. И это ложно то, что они сказали. Или может быть мы можем сказать, что я много думал об этом, я думал, и передумал, и передумал. Это имеет смысл, он должен быть так.
Но Будда, он сказал ясно, что мы не можем осознавать свою веру на это. Такие вещи, такие способы мысли они не достаточно. Кроме того, как получить временное убеждение Капатика сейчас ответил, он сказал:
-Мастер Готама, Вы нам давали такие причины, по которым нечто должно быть истинным. По которым мы можем знать что-то как истину. Но что можно сказать по поводу откровения для себя? Истину как мы можем узнать?
Это ясно, это известно, что Будда и Капатика, они разговаривали о духовных истинах. Разговаривали, обсуждали истины о природе вещей. Как Будда стал учить пути, полному пути, по которому мы можем реализовать и осуществить истину, сам каждый для себя.
Он начал таким способом предложил, сторону святую, человек живёт недалеко от деревни. Нужно хорошо присмотреться к нему и как он живёт и нужно спросить себя. Соответствует его поведение? Это возможно что такой человек освободился полностью от жадности, от ненависти, от неведения? Какое у них поведение? Как они действуют с другими людьми?
И чему он учит, действительно ли следование подобным учениям может привести к освобождению от жадности, освобождению от ненависти, освобождению от неведения для них самих и для других людей?
Поэтому, если вы думаете что стоит слушать слова этого человека, можно подойти ближе к нему и внимательно слушать его учения. И также запомнить учения, которые они отдали, как известно это была устная культура, где нужно упоминать всё, чтобы сохранить чего-нибудь.
И потом, можно начать выполнять эти учения на практике, попробовать самому эти практики, но заметить и оценить практики и следствия практики.
Надо продолжать видеть и оценивать своё продвижение, надо задавать себе вопрос снова, и снова, и снова – ведёт ли это учение и эти практики к большей открытости, к большей свободе, к большей любви и доброте, щедрости, пониманию, ясности? Или к противоположным качествам.
И если учения практики идут в правильном направлении, можно слушать дальше и принять на себя другие учения и практики.
И если мы также постоянно идём шаг за шагом и мы принимаем полную ответственность для себя с каждым шагом, рано или поздно достигаем точки в которой вера и учения и учителя становятся устойчивой.
Затем, надо сознательно задать полную энергию к практике, к исследованию практики, много надо усердствовать. В буддийской традиции слово, которое используется это «Падана», часто переводится на русском как стремление. И мы приходим к точке, в которой мы готовы посвятить себя и мы стремимся с полном сердцем к практикам и учениям.
Поэтому первый шаг, это просто развивать веру в учение и в практике постепенно и потом приходим к точке, в которой мы готовы полностью посвятить себя всем сердцем к практикам и учениям.
Поэтому, в упоминании есть, чтобы пробуждать к истине, нуждается от нас, то что можно сказать изменение парадигмы, это как изменение всего. Изменение того, как мы видим мир, как мы понимаем мир, это нужно, чтобы это пробуждение происходит изменение от того, как мы видим себя фиксировано, не изменённо, как человек, который стоит в центре вселенной.
Вокруг нас происходит всё и изменение к переживанию, которое мы можем сказать - это открытое измерение бытия. Это изменение не возможно полностью содержать в словах, мы не можем полностью выразить эти изменения в словах.
Это изменение в нас, это может быть происходит постепенно шаг за шагом, тихо. Или может быть отказаться, что она происходит внезапно. Может быть это выглядит, что оно спонтанно возникает.
Друзья описывали такие вещи, как это происходило с нами. Один пример - это распад брака, мир развалился на части для него. И вдруг они увидели другой способ существования.
И другой друг описал, как он сидел в баре в Тайланде и как-то далеко от всех, кто как-то определили его и он узнал этот новый способ как он может быть, как он может поступать.
Для другим - это более известно, это как что-то, которое происходит, возникает в следствии этих моментов в практике, в следствии энергии, которую они использовали во время практики.
Но тем не менее эти изменения идут за пределы всего того, что они раньше практиковали и учили. И также есть воспоминание в буддийской традиции, что такое изменение - это не конец, это не конец пути, это просто начало пути в тот же момент.
И у Капатики что-то похожее должно быть происходило, потому что следующий вопрос у него:
-Будда, ты сказал, ты говорил о пробуждении истины, но что касается достижения истины, полной реализации истины.
Будда ответил:
-Далее будет тоже самое, продолжай.
Поэтому то, что касается сейчас - это процесс преображения каждого аспекта нашего бытия. Чтобы каждый аспект нашего бытия соответствовал первому проблеску, это работа может длиться целую жизнь. Это может длиться несколько жизней.
Для этих друзей, о которых я поговорил это проблеск изменил их жизнь. Это задало направление на будущее на их жизнь в целом. Поиск понимания этих событий привел их к буддизму, они стали пробовать и проверять учение и Будду, так как Будда советовал Капатике, что он сделал.
И как-то со временем они стали осваивать эти практики и учения для того, на что они были способны посвящать себя к пути Будды. В контексте нашей традиции привел к церемонии ординации и дальше целые годы практики, чтобы жить согласно учению практики, учению Будды, под влиянием учения Будды и следовать его учению и выполнить эти практики.
Капатика смирил свою юношескую гордость в присутствии доброты и осознанности Будды, он осознал узость традиции браминов, узость бывших учений, которым он раньше следовал и которым он верил. И он сразу попросил Будду принять его в качестве ученика-мирянина, чтобы следовать Будде и его учению, для остальной части его жизни.
И я всегда, мне чувствуется - это как-то вдохновляюще и это чудесно, когда я узнал об этой истории. И как-то это чувствуется что Будда напрямую говорил ко мне и к вопросам, которые у меня были, даже через 2500 лет. И как он скажет, как он побудит нас думать самостоятельно, быть ответственным по поводу того, что мы выбираем верить, или не верить. И как-то побудить нас проверять учение и практики, с которыми мы встречаемся, чтобы видеть ведут ли они к освобождению от ненависти, от жадности, от неведения. И ведут ли они к развитию этих качеств в нас.
Может быть мы можем сказать, что это как побудить нас быть способными всегда спросить такие трудные, некомфортные вопросы и даже чтобы быть готовым способным спросить такие вопросы, которые никто не хочет спрашивать потому что если я так спрошу я буду выглядеть глупым.
И как-то духовная община, которую мы стремимся создать, в общине должны быть индивидуумы, личности, которые приняли полную ответственность на то, что они думают, что они верят. Для себя это нужно, чтобы строить такую общину, чтобы принять полную ответственность для пути, который мы выбрали, чтобы следовать. И потом, которые работают вместе, чтобы прийти каждый из нас к сути того, как это загадочная жизнь. И чтобы трогать и высвободить более глубокий потенциал, который у нас есть для развития мудрости и сострадания.