Monday 11 July 2022

«Коротко об истории буддизма в Англии»

«Коротко об истории буддизма в Англии», Суваннавира, 17.12.2020.

Слушать эти лекции: «Лекции по введению в буддизм»

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн

Коротко об истории буддизма в Англии - это наша тема. Мы рассматривали «12 нидан», т.е. 12 звеньев цепи в последние несколько недель, осуждали эти этапы.

Но Сангхаракшита начал лекцию с интересного введения и поэтому я думаю, что стоит читать и обсуждать тему, потому что это связано с историей буддизма в России.

И в 1960-х годах XX века буддизм уже был известен 100 лет в Англии. И то, что на востоке известно как «Дхарма» на западе называют буддизмом. И через 100 лет Сангхаракшита определил 3 стадии развития:

1) чисто научный интерес буддизма;

2) люди начали его практиковать и называть себя буддистами;

3) они даже стали монахами и монахинями.

И сразу можно вопрос для вас. Сколько лет известен буддизм в России? И какие были его стадии развития? Больше сто лет, да. Сколько вы думаете? Чуть больше чем четыреста. Недавно они праздновали, что существуют 400 лет (в Бурятии).

И другие стадии развития? И какими предметами они интересовались? Да в буддизме. Я слышал «Праджня-парамита», в буддизме Махаяны. Конечно дацан строили в Санкт-Петербурге, закончили в начале XX века.

Потом третий этап по-моему, то что случилось после коммунизма. В Москве, в Питере в европейской части России люди стали интересоваться более сильнее. Более популярнее всех - это тибетский буддизм.

Теперь мы вернёмся назад в 1960-м году XX века. Сангхаракшита заметил, что происходят и другие изменения, не только эти три стадии. И эти изменения были в подходах к буддизму.

Он напоминал о том, что сложно, как сложно существование буддизма на востоке. Там столько разных школ. Там огромное количество школ из всех учений буддизма. Можно выделить некоторые, которые нам ближе, чем другие из всех учений буддизма.



И Сангхаракшита заметил, что в конце XIX века ближе всех людям было 3 аспекта Дхармы в Англии.

Первый аспект – им очень интересна была личность Будды, Будды как человека, учителя, исторического персонажа, Будды как мудреца и сострадающего человека.

Второй аспект - это буддийская этика. Как вести себя, каковы его благодетели.

И третий аспект – учение о карме и перерождении.

Почему им были близки эти три аспекта? Сангхаракшита начал отвечать, что нельзя отделить историю буддизма от истории страны в которой она развивается.

В Англии во второй половине XII века вера в христианство стала значительно слабее, вера в христианство ослабла. И каковы причины этого?

Первая причина - это научные исследования.

И вторая увлечения знаниями о других религиях.

И Сангхаракшита заметил, что существовали и другие факторы, которые он сказал что это не так важно для этой лекции.

И так что же происходило с людьми в конце XII века? Вера ослабла, потому что на интеллектуальном уровне появились проблемы, чтобы исследовать это чуть подробнее. Привязанность он сказал к христианству осталась, были проблемы на интеллектуальном уровне, но привязанность осталась, точнее почтение к фигуре Иисуса Христа, этическим правилам и надежда на жизнь после смерти.

И люди искали эти три качества в буддизме, поэтому вместо Христа они заинтересовались Буддой, они нашли рациональную систему этики и нашли, обрели надежду на жизнь после смерти.

Можно сказать, что для людей на востоке беспрерывные перерождения - это ужасно, это нечто отчего мы стараемся освободиться, избегать из колеса жизни. На западе идея о том, что после смерти ничего не существует это наш ужас.

И я предлагаю, что будет небольшой перерыв для размышления над вопросом – что вам близко в буддизме? Что нас заинтересовало в буддизме? Почему мы придём суда, чтобы слушать лекции и медитировать.

Для меня я думаю, что сложно коротко ответить, но я стараюсь. Да, как я думаю, что я сказал я путешествовал в Малайзии и в город «Мелакка» у меня появилось другое состояние сознания коротко говоря и я стал искать что-то, которое соответствует с этим. И было три этапа моей истории.

В Индии через год я случайно встретился с человеком, он был буддистом в Ордене и мы стали путешествовать вместе. Это было очень легко быть вместе с этим человеком. (Но он умер, ему было 42 года. Он бегал в ретритном центре и как-то, что-то случилось, я думаю с сердцем и он умер, очень неожиданно). Так первый раз я встретился с буддистом, это первый.

Второй я участвовал в курсе, в буддийском центре в Бирмингеме и они сказали после занятий в четверг вечером, что ретрит начинается в пятницу, но я хотел акупунктуру. И было событие для людей, которые хотят обучаться как быть акупунктуристом в те же самые дни, что происходит ретрит. И я ушел от занятий и чувствую себя как-то хорошо, как-то что-то изменилось и что-то выглядело очень красиво и я решил бросить идею быть акупуктуристом и пойти на ретрит. Поэтому я участвовал в ретрите это второй момент.

И третье во время ретрита в ретритном центре «Падмалока» я стал читать книгу «Обзор буддизма» на английском языке и я чувствую, что я нашел что-то, которое соответствует тому, что я переживал. И автор, Сангхаракшита дал мне способности идти дальше с этим.

Поэтому мои три момента, самые важные.

Но был вопрос – чем интересовались люди? Что было близко людям в Англии в 1960-х годах XX века? Это аудитория, которая слушала лекцию Сангхаракшиты. Их более не интересовало христианство, они не так сильно интересовались личностью будды.

Быть может они сами поняли то, что сказал Будда сам. Тот, кто видит Дхарму, это тот, кто видит Будду. Я думаю, что это очень важно. Люди спрашивают иногда даже часто. «Да, я знаю про Будд. Но есть Просветление существа в наши дни?» Что Будда сказал, что тот, кто видит Дхарму - это тот, кто видит Будду.

Дхарма - это учение, понять его это то, что нам нужно, это первый момент. Да, можно сказать если мы понимаем что делать с ней чуть дальше, мы понимаем истину, которой учил Будда, то мы понимаем Будду самого. Мы понимаем того, кто олицетворял эту истину, это первый момент.

И люди заинтересовались медитацией больше, чем этикой в 1960-х годах. И они заинтересовались в том, чтобы быть здесь и сейчас больше чем размышлениями о перерождении в будущем.

И можно ещё вопрос? Почему сейчас на западе люди приходят в буддийские центры в первый раз? И ответ, который мы слышим чаще всего – потому что они хотят узнать как медитировать. Узнать, научится медитировать. И вопрос – почему они возвращаются снова? Чаще всего ответ - это дружелюбная атмосфера и тёплое доброжелательное отношение между людьми в Сангхе. И Сангхаракшита однажды мне лично рассказал то, что в целом люди, которые поговорят с ним, которые приходят в центры, это ясно и понятное учение, то есть то, что нужно сделать в нашей повседневной жизни и дружелюбная атмосфера, то есть они чувствуют себя как дома.

Поэтому то, что он заметил и другие заметили про Англию. Ещё один вопрос для размышления – что нам в России интересно? Что нам близко в буддизме?



No comments:

Post a Comment