Sunday 17 July 2022

«Читтаматра; только сознание»

«Читтаматра; только сознание», Суваннавира, 09.12.2020

Слушать эти лекции: «Лекции по введению в буддизм»

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн

Как я стал чуть объяснять обычно в эти введения в буддизм. Я читаю лекцию по поводу трёх драгоценностей: Будда - Просветлённый учитель. Дхарма - его учение или также Истина, которую он постиг. И Сангха – духовная община тех, которые на пути вместе.

И также трехчленный путь: путь этики, путь медитации, путь мудрости по средствам которой мы преображаем себя. Благодаря, по средству практики.

И ещё один по поводу пуджи – практики поклонения. И что это такое обращение к прибежищу.

У нас главный учитель Сангхаракшита – англичанин, который жил 20 лет в Индии, вернулся в Англию в 1960-х годах и стал преподавать. И наша буддийская община – «Триратна».

Но я довольно часто делал этот цикл. Поэтому я решил как-то сделать лекции введение как-то чуть по другому сегодня. Это чуть-чуть начинается мой личный опыт (путь) и потом мы рассматриваем одну из традиции восточного буддизма более подробно об учении. И главное название это расщеплённый мозг – читтаматра, то есть только сознание и душа.

И когда я приехал, это личная часть. Когда я приехал в Россию, примерно 10-11 лет назад. Можно объяснить, я родился в России. Но когда мне было 4 года я уехал и стал жить в Англии. Я вырос в Англии. Я сразу забыл, как говорить по-русски там. Но, я вернулся, и я стал писать блог. И одна из статей – история моей жизни.

И люди часто сказали – «О это интересно! Спасибо!». И в особенности то, что я сказал про мозг. То есть связь между мозгом и умом. Мозгом даже и душой. Это была часть моего изучения в Университете, до того, как я ещё не стал буддистом. Поэтому, я думаю, что может быть было интересно больше об этом. И сделать связь с буддизмом.

Как я сказал я вырос в Англии, учился в школе в Бирмингеме и в Кембридже. Специализировался по математике и естественным наукам. Но в Университете в северной Ирландии я изучал политику, философию и историю. И закончил обучение в бирмингемском Университете изучать философию. В тоже время я был атеистом.

И одна из дисциплин в Университете - это теория идентичности. Это состояние сознания, скажем что состояние сознания идентичны с состоянием мозга. Поэтому, нет места для бога с душой. И это было то, что мне было особенно интересно.

И один из экспериментов, который мы изучали с философской точки зрения это то. История здесь начинается в 1950-х годах или может быть в 1960-х годах, когда были операции. Некоторые нервные связи между двумя сферами мозга были повреждены, при лечении эпилепсии.

Было обнаружено, что в некоторых редких случаях, специфических случаях это вызвало едва уловимое появление двух центров сознания. Иногда, то есть иногда человек может написать, что он видел например кошку, но не мог, не способен сказать, что он увидел кошку. То есть одна половина мозга не знала, что сделала другая половина мозга. Это как один глаз как-то видел и человек может написать, но не был способен сказать то, что он видел.

Поэтому возник вопрос с философской точки зрения, можно говорить что у человека есть одно единое сознание. То есть можно говорить о том, что есть одна душа или душа даже. Во время учёбы я сказал, что появилось два центра сознания. Я был, как я сказал атеистом. Я считал в тоже время, что нет разницы между состоянием сознания и мозгом.

Но потом, по окончании Университета я стал путешествовать в течении 16 месяцев в Тайланде, в Малайзии, в Сингапуре, в Австралии, в Индии. И это казалось очень значительным временем в моей жизни.

Когда я начал в Тайланде. Безмятежная красота, тишина, которая там есть произвела на меня глубокое впечатление, на моё душевное состояние, состояние сознания. Я заметил, что я стал думать более ясно, чувствовать более глубоко. Я стал способен окунуться более глубоко в созерцание, мысли, природу вокруг меня. Очень красивая природа там была.

И в тоже время я был совсем один. И не откуда было ждать никакой помощи. Впервые в жизни у меня было чувство, что моя жизнь только в моих руках.

Можно сказать, что не зная об этом я стал искать и создавать хорошие условия для того, как называется в буддизме возникновение совершенного видения или даже инсайта.

Сейчас мы начинаем говорить чуть-чуть о буддизме и по поводу Будды самого. Когда Гаутама стал буддой, стал Просветлённым, он понял, что человечество живёт в заблуждении, но и что можно постичь Истину. И как он сделал. И он стал учить других людей как постичь Истину, как реализовать Дхарму, как стать Просветлённым, как избегать состояния заблуждения.

Все учения вместе называются на востоке Дхармой. Но, нам известно как буддизм. И когда мы увидим Дхарму, Истину – это называется Совершенным Видением, или Инсайтом, или называется Проникновением.

Но для нас у этого Инсайта, у этого Совершенного Видения есть разные степени интенсивности. Будда, когда он стал Просветлённым он всё сделал сразу. Но для нас это как-то постепенный процесс. И этот процесс может длиться, этот Инсайт, это Совершенное Видение может длиться на мгновение или дольше.

Когда мы начинаем практиковать, то возможно всегда перестать практиковать и потерять рано или поздно всё, чего мы достигли. Есть такая интенсивность, когда речь идёт об Инсайте, когда наш Инсайт так глубоко, что скажем буддийская традиция, что мы не можем перестать двигаться вперед к Просветлению, мы не можем потерять того, что мы достигли. Это Инсайт в полном смысле этого слова. И когда этот Инсайт полностью преображает себя, каждый уровень, во всех аспектах нашего бытия, нашего существования - это называется Просветление, в полном смысле этого слова.

Пока вернёмся ко мне. Пока я путешествовал в городе Малакка в Малайзии. Понимая такие хорошие условия, которые я несознательно создал, появился что-то спонтанно. Но какой уровень интенсивности я не хочу сказать. И я вошёл в другое состояние сознания и там остался на день или дольше. Это трудно стараться описывать то, что я переживал в тоже время.

Но здесь я хочу сказать просто, что я стал серьёзно думать о религиях впервые в жизни. И мой путь провёл меня по буддизму. Буддизм более близко относится к тому, что я переживал и дал мне чувства, что я могу идти дальше.

И одно из учений, которое я стал изучать это учение «Йогачара». Поэтому я хочу что-то рассказать об этом. «Чара» означает практика, «йогачара» вместе - это практика йоги. Здесь «йога» означает медитацию. Не означает физические упражнения, а медитацию.

И «йогачара» - это одна из двух главных школ буддизма Махаяны. Есть Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна. Я не буду рассказывать об этом. Сегодня нет времени, но просто речь идёт о двух школах в Махаяне, одна их них «Йогачара», другая это «Мадхъямака», которая означает срединный путь, срединный путь между крайними взглядами, поэтому это более интеллектуальный подход. Но этот срединный путь является решением конфликтов между этими крайними взглядами. Решение на высшем уровне - это не компромисс от того, что мы становимся способными понять, когда мы поднимаем свой уровень осознанности, как я часто скажу по поводу медитации. В особенности практика осознания дыхания. Почему мы сделаем эту практику? Мы сделаем эту практику, чтобы поднимать свой уровень осознанности.

Но здесь - это другая школа. В Махаяне, которую мы рассмотрим - это более связано с практикой медитации. Можно сказать, в начале, что те кто медитируют видят мир иначе чем те кто не медитируют. И медитировать точно значит достигать высшего состояния сознания. Эти медитативные состояния сознания очень отличаются от состояния обычного сознательного ума и они гораздо ближе к реальности.

То, что мы считаем философией «Йогачары» - это попытки сформулировать увиденное во время медитации. То есть сформулировать духовный опыт, духовное переживание тех, кто создал это учение. Они видели, что ничего не существует кроме сознания. Все вещи в действительности являются сознанием. Сознание, это все вещи. Практика медитации показала, что в уме нет ничего кроме сознания. Это то, что они увидели и реализовали. Это и есть учение «Читтаматра», что переводится как «Только сознание».

С точки зрения этимологии говорит, что это субъективный идеализм. «Йогачара» отрицает, отвергает существование любого объекта вне сознания. Внешний объект - это сумма впечатления и восприятия. Мы видим дерево например - это зелёно-коричневая определённая форма, определённый размер и так далее. И все эти качества вместе мы называем деревом.

«Йогачара» говорит, что не существует никакого объекта отдельно от восприятия, о котором мы уже поговорили. Это то, что они видели, когда они медитировали. То есть нет объекта, который обладает этими восприятиями. Любой объект такого рода просто является искажённым ментальной конструкцией.

Поэтому, что мы скажем о человеке и о существовании души - это вопрос для нашей практики медитации. Наше собственное духовное переживание. Но во снах, чтобы чуть дальше сказать об этом, мы видим и переживаем разные вещи без соответствующих внешних объектов. Но мы проживаем целую жизнь во сне, без соответствующих внешних объектов. Это то, что нам скажет учение о «Читтаматре». Сон или явь не имеет значения с этой точки зрения.

Во время медитации мы видим образы как разноцветные диски, святые образы Будды. И нет никаких вечных объектов, даже не смотря на то как ярко мы видим эти образы. Как ярки эти образы. Если не существует никаких объектов, то не существует никаких субъектов. Нет эго, нет эмпирической самости, нет души. Различие между субъектом и объектом разрушается, различие между субъектом и объектом ломается. Всё что остаётся - это сознание, в абсолютном метафизическом смысле этого термина.

Качества этого сознания - это сознание сияющее, освещающее, блаженное, спокойное. Это сознание – шуньята (пустота). Это не то, о чём стоит говорить. А это то, что стоит переживать, то есть личный опыт, внутренняя реализация, которая придёт как следствие нашей практики медитации.

И вот я начал с тем, что я думал об уме во время Университета. И как личный процесс, который привёл меня к учению буддизма и один из них - «Читтаматра», «Только сознание». То, что они скажут по поводу состояния сознания, по поводу реальности. То, что мы можем переживать каждый для себя, если мы практикуем духовный путь и практикуем в особенности медитации.



No comments:

Post a Comment