Friday 8 March 2024

Сутра сердца VII, Падмайогини

Сутра сердца VII, Падмайогини, 30.01.24

Падмайогини: Ок, хорошо быть ещё раз вместе с вами. Это последняя неделя изучения о сутре сердца. И мы рассматриваем последнее стихотворение этой сутры. Не буквально до конца, но дольше чем раньше. И я рекомендую вам читать сутру сердца, медитировать вместе с сутрой, если когда у вас есть время.

Да и я хочу начать таким способом – спрашивать, если кто-то из вас сделал упражнение, где мы чисто слушали музыку. Как мы сделали вместе неделю назад. Без проблем, если вы так и не сделали, но интересно, если у вас есть опыт, чтобы поделиться.

Дима: Суваннавира, а в каком ключе надо поделиться? Я могу, как лучше?

Суваннавира: Это так, как мы сделали неделю назад, это когда мы слушали таким способом, как мы сделали во время урока. Как мы попробовали неделю назад слушать. Я слушал, но не слышали музыку. Я слышал музыку, но другие не слышали. Но если получилось так и сделать после занятий.

Дима: Я слушал музыку, да. Я могу сказать свои наблюдения. Когда я слышал музыку, если она для меня гармонична, она в меня проникает. Я в ней растворяюсь. И первое ощущение, что не я вхожу в музыку, а музыка входит в меня и потом я в ней растворяюсь полностью. И получаю удовольствие от гармонии. И ещё одно у меня наблюдение, оно спонтанно у меня возникло – то, что мы видим (изображение, которое глаз воспринимает) и то, что мы слышим это энергия, просто разные виды энергии. И скорее всего я воспринимаю тот вид энергии, которая несёт в себе гармония музыкальная. Во мне иногда музыка вызывает, не иногда часто вызывает сильные эмоции внутренние. Ну если коротко, то так.

Суваннавира: Это короткий вариант.

Падмайогини: Спасибо, да это такой опыт – опыт непосредственного опыта, о котором говорится в сутре сердца. Это не то, что мы размышляем о музыке, это как мы испытываем переживаем музыку внутри себя.

Суваннавира: Я могу что-то сказать. Честно, говоря я не сделал упражнение точно так, но что-то возникло, когда я думал об этом, которое я заметил, но может быть я заметил много лет назад, но это всё ещё как-то связано с темой, что-то о которой я продолжаю размышлять. И стараться глубже осознавать. Это как-то я слушаю музыку и образы возникают и связанные с ними сильные очень привлекательные эмоции.

Но иногда образы не как не связаны с песней, честно говоря. Яркий пример, есть песня Аbba «volus-vous» (Как вы хотите). Это песня о встрече мальчика с девушкой в ночном клубе и как они сделали это много раз. И это как привычка и всё знают что будет. Но есть несколько слов, фраза «Masters of the scene», владыка ночного клуба, это не точный перевод, но это как-то достаточно. Но когда я слышал может быть 20-30 лет назад. Я всегда слышал «Masters of the seas» владыка моря. Я всегда думал о викингах. И это как море и солдаты также. Это такие образы, которые как-то трогали меня, это никак не связано с темой песни. Но мне очень нравились эти образы и эмоции, связанные с этим. Как мой чуть толстый мужчина ночью в Париже, когда я думал, что это девушка.

Падмайогини: Это интересно, это как-то связано с тем, что я говорила во время курса о мандалах в самом начале – вселенная в целом, всё в мире создано из энергии, света, вибрации и так далее. Да это иногда возможно связываться с энергией чего-то и в буддизме это речь идёт о тантре, когда речь идёт об энергии. Тантрическая практика. Давай продолжаем.

Как я уже рассказывала, точно я не вспомню в каком уроке я говорила об этом, но когда речь идёт о учениях, связанных с сутрой сердца, есть разные уровни учения и разные уровни практики, которая связанная с учениями. И мы начинаем таким способом видеть, какие процессы, какие ментальные действия мы вносим к опыту, который у нас есть в жизнях. И можно оставаться осознавать эти процессы, связанны с самостью и когда мы это сделаем мы можем идти глубже, чтобы трогать, чтобы осознавать запредельные уровни понимания, абсолютные уровни понимания.

Поэтому Авалокитешвара продолжает в сутре сердца – нет неведенья, ни его прекращения неведенья, ни всего, что оно порождает. Нет ни старости, ни смерти, ни их прекращения, нет ни страдания, ни его причины, ни прекращения страдания, ни благородного пути, избавляющего от него. Даже нет и постигаемой мудрости, да и постижение пустота. Поэтому эти слова связаны с тем - учение о 4 благородных истинах, так как стихотворения, которые мы видели, они были связаны с 12 ниданами. Поэтому, сутра сердца включает в себе, говорит о всех великих буддийских учениях, даже учение о смерти и старости.

Всё о котором мы можем думать и размышлять, то есть достижение, мудрость, жизнь, смерть, все они пусты, то есть свободны от понятий, которые мы имеем о них. Коротко говоря не обусловленность, это что-то свободное от условий. Поэтому что это обозначает? Чтобы это понять нам нужно быть, нам нужно стать бодисаттвой, который живёт в мудрости праджни. И такой бодисаттва имеет эстетическую оценку, о которой говорит Сангхаракшита. И таким способом мы будем, мы освобождаемся от страданий и мы прибываем на дальнейший берег, который является просветлением самим.

Но мы можем иметь опыт этих процессов в нашей повседневной жизни и самый глубокий из этих опытов, его трудно передать словами. И это одно из учений о котором мы слушаем, мудрость праньи – невозможно ловить её в словах. Но на самом деле мудрость праньи, это самый глубокий опыт, который мы можем испытывать.

Поэтому до того, как мы слушали музыку – мы слышали стихотворение и я бы хотела добавить как иметь способы иметь такой опыт – испытывать такую мудрость – мудрость праньи, когда мы используем свое воображение, чтобы иметь такой опыт.

Поэтому я спрашиваю вас скоро – осознавать, использовать наше воображение и потом вопрос – как это отличается от того как мы обычно испытываем такие вещи. Ок, давайте закройте глаза, если вам это полезно – давайте представим, что мы стоим на берегу и перед нами море. Это прекрасный день – небо синее, дует ветер, можно иметь вкус солнечный вкус ветра и мы наблюдаем море. Давай расслабляться глубокий вдох, глубокий выдох и расслабляться. И снимаем обувь, носки, чтобы чувствовать песок стопами. Давай представим такой мокрый песок, такой тёплый песок под стопами. И можно как-то двигать пальцами ног и чувствовать как они глубже входят в песок. И потом небольшая волна выходит из моря. И можно чувствовать эту волну ногами, около ног, около стоп. И можно чувствовать прохладное ощущение как вода двигается около стоп, около ног. И как мы смотрим вниз эта волна уходит от нас в море, волна больше не будет у нас. Эта волна полностью рассеялась в море. Ничего не остаётся от этой волны, вот природа волны, что-то которое возникает и исчезает. Нет самости, которая продолжает существование. Но через несколько мгновений наш опыт этого, это что-то свежее, ясное, подлинное, настоящее.

Ок, давай открываем глаза, после упражнений. Ок, давай есть пара предметов, о которых мы можем размышлять, когда мы вспоминаем то, что случилось. Это чувство такого опыта и вопрос можно представить как это отличается от других опытов, которые мы имеем в жизни. Это как мы чувствуем, как это чувствуется этот опыт. У вас есть вопросы? Если есть вопросы. И как это связано с тем, о котором говорит сутра сердца? О непосредственных опытах? Это как чуть наоборот у нас, мы имеем такой внутренний опыт без внешнего опыта, который существует на самом деле. Это сложнее говорить о непосредственном опыте, когда речь идёт о воспоминаниях, или речь идёт о воображении, или речь идёт о воображении.

И может быть это полезно иметь сделать такую практику в настоящей жизни когда-то. Найти море, найти берег и там стоять, и чувствовать воду.

Падмайогини: Я могу рассказать то, что возникло для меня, когда я сделала такое упражнение. Если хотите. Я попробовала как-то вспоминать время, когда мы чувствовали очень расслаблено, когда я вижу море и небо, это чувствуется как чувство расширения, когда я стою на пляже. Да, это тепло и могу просто стоять и наблюдать то, что существует передо мною. И когда я испытываю воду, когда я стою на пляже мой опыт глубже, я более глубоко осознаю свой опыт, потому что о семье, о работе я не думаю, поэтому я могу быть просто вместе с элементами – небо, песок, вода, воздух. И это как-то простой опыт, непосредственный опыт, который указывает сутра сердца. И обычно, это очень приятный опыт. Я хотела сказать, чтобы передать вкус того способа – испытывать мир вокруг нас.

Глеб: говоря о своём опыте, пускай он получился отрывочным, из-за небольшого форс-мажора. Могу сказать, что с одной стороны, когда я представлял себе песок, пляж, море я в какой-то степени использовал уже тот опыт, который я имел до этого. С другой стороны, чем сильнее ты концентрируешься на ощущении влажного песка на ногах. Чем глубже это происходит, тем более это ощущение становится реальным. И в моём понимании, как это именно можно с сутрой сердца связать я как бы это по простому сказать в … есть интересная теория называется гипотеза Дирака, она говорит о том, что материи как таковой отдельно от энергии не существует. И что материя переходит в энергию. И что в каждый момент времени вот даже вокруг нас и там в космосе и так далее миллиарды частиц возникают и исчезают, возникают и исчезают, перемещаются и исчезают, мы этого даже не замечаем. И что в принципе наша реальность, она как будто бы не из чего по сути возникла. И интересно то, что когда ты погружаешься в этот опыт всё глубже и глубже ощущения становятся всё реальнее и реальнее, в какой-то момент можно задаться вопросом – а где же реальность? У меня был до этого тоже опыт с концентрацией на неких мыслях и они скажем так, ну на неких образах и эти образы могли становится, ну по субъективным ощущениям очень реальными. Поэтому это очень интересный опыт. В сутре сердца говориться, что форма есть пустота, а пустота есть форма и эта фраза она как-то созвучна с тем, что, ну как вот материя, ну приземлённый такой момент, что материя, она возникает из ничего. И в это ничего же и уходит. То есть что это постоянный такой процесс, который плавно перетекает один в другой. Также и с ощущениями, они возникают, они уходят. И нельзя говорить, что одни ощущения, они максимально реальны и обладают какими-то особыми качествами, а вот эти ощущения не обладают, то есть можно от одних переходить к другим и по разному именно всё ощущать. Это очень пространное такое рассуждение, но то, что в принципе мне пришло сейчас в голову.

Падмайогини: Спасибо, это входит в глубокие уровни этой сутры. И я думаю, что тебе нравится учение о мандалах, которое я давала недавно, потому что речь идёт об энергии и речь идёт о таких вещах в этой лекции. Это очень связано со светом, вибрацией, энергией как они возникают из шуньяты и они создают как-то форму и исчезают потом. И на запредельном уровне, на более глубоком уровне – учение о дарме, даже время считается, как-то, которое мы ментально создаём сами. Поэтому, когда у нас возникают воспоминания, есть определённые ощущения, есть определённые чувства, мы можем связаться с воспоминанием просто так, когда мы вспомним это воспоминание. И связаться с эмоциями, с ощущениями, которые были связаны с опытом, который мы имели когда-то в прошлом.

Глеб: спасибо, это интересно. Но у меня есть один вопрос. Как сказать. Когда речь идёт об уровнях учения и так далее где можно найти более подробную информацию о практиках?

Падмайогини: Есть книга «Невыражаемая мудрость».

Суваннавира: У нас есть на русском языке, я могу вам прислать ссылку в группе. Это хороший источник.

Падмайогини: Есть мои лекции о мандалах.

Суваннавира: Также есть лекции, которые находятся, которые прочитала Падмайогини в блоге, который у меня есть. Не каждые из них, но некоторые можно их читать. Да есть человек, мне нравится читать его, бывший член ордена, который живёт в Оксфорде. Да, он написал, но к сожалению наверное то, что он написал существует только на английском языке.

Глеб: это не проблема для меня, если что-то находится на английском языке, я могу читать и это хорошая практика.

Суваннавира: Я могу добавить ссылки в группе в телеграмм. Но я хотел бы добавить, что «Невыражаемая мудрость» это отличная книга об этом.

Глеб: Спасибо.

Падмайогини: Последние размышления у нас есть теперь. Когда у вас есть свободное время, может быть. Это то, что возникло во мне, когда я думала о рождении и смерти. И думала размышляла о сутре сердца и когда речь идёт о страхе, когда мы думаем размышляем о смерти и это чувство, когда мы хотим схватить, держаться за что-то, которое непостоянное. Научно нам говорили, что мы созданы, но частично созданы из звёздной пыли, это указывает на силы и объекты во вселенной, они гораздо больше, чем объекты, которые мы можем для себя представить.

И также мы созданы из генетических материалов и эти генетические материалы, это что-то, которое существует во время неандерталов. Очень давно скажем. И мы также созданы из сложных вирусов, из сложных элементов – земля, вода, огонь, воздух. И наука нам также говорит, что через 7 лет каждые клетки в нашем теле возникают и исчезают. Поэтому, когда мы думаем о рождении и смерти – где точно начинается наша жизнь, где точно закончится наша жизнь.

Такие размышления помогают мне, это как что-то открывается, есть простор, открытое пространство, которое помогает мне продолжать размышлять о смерти и о рождении. Я перестану как-то тесно схватывать за что-то. Это всё расслабиться, всё течёт более свободно. И как нам говорят в сутре сердца – так знайте, что боддисатвы не в чём не ища опоры, но пребывает в мудрости праджни. Вот.

Если есть последние моменты, если есть последние вопросы.

Дима: у меня не вопрос, у меня предложение. Это очень глубокая сутра, надо её продолжить изучать. Мне кажется для нас. Мы остались втроём может быть что-то с интернетом.

Падмайогини: Да я вернусь когда-то, новая тем и учение о сутре сердца. Я думаю может быть я создаю видео курс о теме также чуть попозже.

Дима: Я могу если есть время сказать несколько слов про ближний восток, где я сейчас. Он очень мистический и очень энергетически ёмкий.

Падмайогини: Давай.

Дима: Это мне кажется как раз к нашей теме. Когда мы говорили о море, о песке, здесь рядом море и часто я туда хожу. И когда у меня плохое внутреннее состояние, я преднамеренно иду на море. Я ощущаю ветер, вот почему-то именное ветер. Ветер, море, запахи и это даёт мне положительную энергию и моё внутренне состояние улучшается. В Израиле очень много исторических мест, которые содержат в себе очень сильную энергетику и прошлых лет и сегодняшнего дня. И когда я смотрю и чувствую это, это тоже во мне вызывает положительные эмоции и сильную энергетику. Это может быть старый город в Иерусалиме, где всё пропитано и эмоциями. Там настолько сильная концентрация, что это легко чувствуется. Природные горы, каньоны, это масса мест. В Израиле есть очень знаменитый красный каньон, он меняет свой цвет в зависимости от освещения, от места солнца и очень красиво. Туда приезжают мистики со всего мира.

Падмайогини: Есть место, очень полезно связываться с местами, это на энергетическом уровне важно, полезно иметь связь с этими местами. Когда речь идёт о пляже о горах, это как наши энергии оставили назад наш обычный опыт, опыт стресса и так далее. И наш опыт становится более шире, более приятный. Наши мысли, наши понятия, наши идеи, они также энергия, они разные формы энергии.

Дима: Я хочу ещё добавить, я использую этот метод для себя. Я хотел добавить, что использую этот метод когда вспоминаю. Когда у меня плохое состояние я вспоминаю что-то хорошее, или иду в то место, которое у меня ассоциируется с моим положительным опытом и впитываю это в себя.

Падмайогини: Положительная энергия, которую мы испытываем это что-то внутри нас, это не только что-то вне нас. Нам нужно открыть эти энергии вне нас. Нам нужно дать пространство для них, для этих положительных энергий, даже на то что возникает, нашу природу Будды.

Дима: А как это сделать?

Падмайогини: Это как часть я считаю наша практика как буддистов. Как буддисты открывать и понять такой опыт. Это связано с верой, с доверием к Будде, с доверием о дарме. Такие связи существуют. Если мы верим, что Будда стал, это обычный человек, который способен стать просветлённым, если мы верим в это. Просветление это не что-то, которое приходит к нам из вне, не так. Можно выражать словами, это как чувствовать более глубокие связи со всеми, в том числе и такие более глубокие уровни чувствовать связи с ними. Когда вы чувствуете такие положительные эмоции, связанные с горами с каньонами, это что-то, которое чувствуется прямо внутри нашего тело. Это не то, что каньоны или горы входили в вас, это не так. Но есть такие таинственные связи между вами. Но вы можете признать, что это такое каньон. Что это такое гора вы можете принять сами что это такое. И практика это быть на связи с каньоном, с горами когда на физическом уровне ты находишься где-то в другом месте. Как Глеб сказал раньше мы можем иметь даже более сильный опыт чего-то, когда мы не на связи не на физическом уровне. Где-то более глубокий опыт чего-то, который существует где-то вне нас. Да и доверие развивается, когда мы видим, что мы можем это сделать в разных временах. И лично я спрашиваю у разных Будд и боддисатв помощь, когда я чувствую, что мне это нужно. Петь мантры, наблюдать картинки, всё это хорошо.

Дима: Был очень полный ответ.

Глеб: Спасибо большое. Спасибо за занятие. Я должен идти. До свиданья. И ещё раз спасибо большое.

Падмайогини: мне очень приятно. Говорить о практике мне это очень хорошо. В следующий раз увидимся.

No comments:

Post a Comment