Monday, 20 September 2021

«Полезная речь», Суваннавира

«Полезная речь», Суваннавира, 22.12.2018.

Слушать эти лекции: «Философия правильной речи»

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн-

Поэтому, мы продолжаем рассматривать философию правильной речи Будды, четвертая часть. И как мы уже видели, в начале обсуждения этого вопроса несколько недель назад, я видел, что «Правильная речь» Будды может выражаться по средствам строфы, которая находится в «Дхармападе» Палийского канона, которая продолжается так:

«По сравнению с тысячей бессмысленных слов,

собранных воедино,

лучше одно осмысленное слово,

услышав которое человек обретает покой».

Но, мы видели что можно найти синонимы, для того, что мы сказали, что эта правильная речь и иногда это называется — «Совершенная речь» и даже иногда, согласно Сангхаракшиты — «Идеал человеческой коммуникации». И то есть, это третий этап «Благородного восьмеричного пути Будды». И мы видим еще один синоним, довольно раньше Сангаракшита придумал такое определение, что правильная речь синоним «Коммуникация», и что такое коммуникация - это «Живая взаимная восприимчивость».

Но, продолжаем и видим, что можно описать правильную речь, как речь, которая содержит четыре качества (правдивость, доброта, полезность и способствование гармонии между людьми) и каждый этап глубже чем предыдущий.

И мы рассматривали что такое «Правдивая речь» — это речь с которой есть не только фактическая точность, не только то. Это речь, когда мы скажем то, что мы думаем, то что мы знаем в действительности. И это значит, что нам нужно знать то, что мы думаем и знать то, что мы знаем в действительности. И это значит, что мы не просто получаем скажем «Second-hand» - мнение от мира вокруг. И мы продолжаем, если мы говорим, мы не говорим в вакууме, всегда мы говорим с другими людьми.

Поэтому, второй этап мы говорим с добротой, это «Добрая речь» или даже «Любящая речь». И возник вопрос — что такое любящая речь и даже что такое любовь. И Сангхаракшита еще предлагает что любовь - это то как мы относимся с другими людьми с любовью, это значит, что мы осознаем существование другого человека. Поэтому, говоря с другими по средствам любящей речи, это значит говорить с ними, полностью осознавая этого человека. А не просто, не только говорить с тем, который является безличности, нашей ментальной проекцией — это второй этап.

И когда мы способны говорить осознавая в действительности другого человека, это нас ведёт к третьему уровню коммуникации, тем что нас касается сегодня вечером. Это — «Полезная речь», когда мы осознаем в действительности другого человека, мы можем в действительности знать что ему надо, что он должен, что ему нужно получить от нас.

Но, в нашем контексте, духовном контексте — каков смысл этого слова? Полезная, это не то, например, что будем сказать, это не то, для того, чтобы понять как работает наш новый компьютер.

Сангхаракшита сказал, что полезная речь в этом контексте, это речь, которая способствует росту и развитию человека, который слушает эту речь. Это такая речь, которая в «Дхармападе» описывается речью, способствующей человеку, чтобы он обретал покой. Они синонимы.

Продолжаем вопрос- что такое «Полезная речь»? Как может речь способствовать росту, развитию человека, который слушает её? Сангхаракшита сказал, что это не обязательно речь о духовности, не обязательно речь о духовных наставлениях, о Будде, о Нирване, но так и может быть.

Он сказал что - это речь, где на основе вашей осознанности другого человека, на основе вашей заботы для другого человека, на основе нашей признания этого человека мы знаем то, в чем он нуждается, чтобы другой человек поднимался на более высокий уровень осознанность и существования, то есть речь, которая способствует его духовную росту и развитию.

И даже здесь мы можем видеть, когда мы прочитали очень умный, хороший роман например, или видели очень хороший фильм, или слышим очень красивую музыку, мы чувствуем себя после этого по-другому, что-то случилось, мы чувствуем себя более открыто, что наше видение на мир становится более шире, ярче. Это пример того, что значит, что наш уровень существования, наш уровень осознанности стал выше. Поэтому, это «Полезная речь» в высшем смысле этого слова.

Но Сангхаракшита признал, что это не всегда возможно для каждого человека, чтобы поднимать уровень осознанности другого человека. Поэтому, что мы можем сделать?

И то, что можем делать мы, мы можем просто говорить конструктивным образом и с признательностью хороших качеств другого человека.

Я вспомнил то, что я сказал неделю или две недели — что такое быть конструктивным или говорить с признательностью другого человека, признательностью хорошего качества или хороших поступков, которые есть у другого человека.

Это история из одного апокрифического Евангелия, когда Христос шёл со своими учениками и увидели дохлую собаку, которая умерла несколько дней назад. И это не очень приятное зрелище, это не очень приятно видеть таких собак. И Христос заметил — какие прекрасные зубы. Это прекрасный пример — видеть положительные качества в ситуации, которая совсем в целом не приятна.

И я знаю, что это практика, которую я могу сделать снова и снова и снова. И определить, что положительно в ситуации, просто продолжая практиковать делая это.

И Сангхаракшита сделал другой пример этого качества, он стал говорить о своём хорошем друге, лама Анагарика Говинда: немецкий буддист, который путешествовал в Индии, в Тибете и потом он вернулся в Германию. И он также создал орден, который называется «Арья Майтрейя Мандала», тибетский орден, он эксперт в тибетском буддизме, в медитации, он также художник и поэт, поэтому в отношение к духовной жижьни довольно близок к качествам Сангхаракшиты. Сангаракшита, тоже эксперт в буддизме, тоже поэт, тоже глубоко ценил художества во всех формах.

И Сангхаракшита написал в своей автобиографии о встрече с ламой Говиндой. Не удивительно, что он назвал пяти глав, где он говорил о нем, как о родственной душе, на английском «Kindred Spirits» . Я вспомнил, что на русском есть его книга «Way of White Clouds» - «Путь белых облаков». Я видел эту книгу в магазине, который называется «Белые облака», в Москве. Я не знаю если название этого магазина пришло от ламы Говинды.

Но, Сангхаракшита рассказал о Говинде, что он не разу не слышал от ГовиндыЮ что он отрицательно выражзил себя. И в тоже время, они знакомы почти двадцать лет и много обсуждали вопросов, переписывались друг с другом. И двадцать лет, он не может вспомнить время, когда Говинда отрицательно выразил себя, даже во время разочарования он сказал, он был способен найти что-то положительное, о котором он может что-то сказать. И даже, если ему надо было критиковать кого-то, или что-то, он делал это положительным образом, он делал это конструктивно и с уважением. И Сангхаракшита отметил, как можно редко найти такое качество.

И я могу также сказать, что Сангхаракшита, я слышал много слов Сангхаракшиты, уже больше чем двадцать пять лет я читал много книг, слушал много лекций, читал много содержательных семинаров, где Сангхаракшита много говорил. Я с ним встречались лично 8-10 раз. И это всегда он говорил с теплотой, он всегда выражал таким способом, как и делал лама Анагарика Говинда. И даже я знаю, что у него были тяжелая ситуация, которая возникла в его жизни, он продолжал говорить с такими качествами.

Но возвращаясь к вопросу — «Полезная речь» в полном смысле, можно сказать, что, если мы можем говорить, чтобы способствовать духовную рость, духовному развитию кого-то, чтобы подниать его уровенб осознанности и бытия - это называется в буддизме — дарить дар «Дхармы»

Но, можно сказать, когда мы дарим Дхарму, это не сделано холодно, это не сделано абстрактно. Если мы это сделаем, это уже сделано в контексте — «Правдивая речь». И в контексте, где наша речь - любящая, добрая. И следовательно, мы осознаем то, в чем нуждается другой человек и заботимся о нём, если мы думаем про него, мы склонны думать меньше о себе. И таким образом, так мы приблизимся к четвертому уровню правильной речи.

Когда есть несколько людей, которые относятся друг к другу таким образом, это значит, что может возникать глубокая гармония, потому что нет причины для конфликтов. И мы приблизимся к четвертому уровню правильной речи, речи, которая способствует согласию и гармонии, между людьми — тема нашей следующей лекции.



No comments:

Post a Comment