Saturday, 25 September 2021

«Эволюция, индивидуум и буддизм I: эволюция низшая и высшая»

«Эволюция, индивидуум и буддизм I: эволюция низшая и высшая», Суваннавира, 02.02.2019.

Слушать эти лекции: «Эволюция индивидуума»

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн

«Эволюция, индивидуум и буддизм». Мы начинаем с общим введением. Можно сказать, что мы начинаем рассматривать это слово — «Дхарма». Это слово - «Дхарма», это довольно сложное слово, у него много разных значений. Много значений не только в буддизме, но в индийской цивилизации в целом. Однако, здесь мы используем это слово таким образом:

Во первых, это значит «Реальность», или «Истина». Или более традиционно в буддизме — «Видеть вещи такими, как они есть».

Во вторых — «Путь практики», который ведет к реальности, к истине, к видению вещей такими, как они есть.

      Согласно буддизму, первый человек, который постиг Реальность, Истину, увидел вещи, такими как они есть - это был Будда, исторический Будда — Сиддхатха Готама.

      Потом, он открыл другим этот путь, по средствам которого они могут, то есть мы можем, постигнуть ту же самую Дхарму. Во время жизни Будды и после его смерти, после традиционно говоря его «Паринирваны», другие так и сделали.

В начале те люди жили в Индии, однако учение расширялось. Люди в других странах получили доступ к учению и стали его практиковать. Некоторые из них постигли Дхарму, так как Будда сам постиг Дхарму.

И конечно люди, которые жили в других странах, были у них были разных цивилизациях, но значительный факт, если мы рассмотрим историю буддизма, что Дхарма как путь нашла новые способы выражения, способы, которые были ближе людям, живущим в этих-других странах.

Это важно принять, потому что в России часто, когда я говорю с людьми о буддизме — они хотят знать то, что преподавал Будда сам, исторический Будда.

И это хорошо, я тоже хотел изучать то, что преподавал Будда сам. И вскоре, после того, как я сам стал буддистом, я начал изучать древне-индийский язык «Пали», чтобы читать самые ранние тексты, на их оригинальном языке.

Только одно, если мы думаем, что самые старинные учения буддизма - самые настоящие, а другие учения, более современные, — не настоящие, согласно учению Сангхаракшиты - это ошибка.

Сангхаракшита сказал, что природа Дхрмы такая, что Дхарму, как Реальность, Истину, можно всегда выразить себя новым образом, когда Дхарма находится в новой ситуации, в новых обстоятельствах, то есть в новой цивилизации. То, что Нам надо — это учитель, который сам глубоко постиг Дхарму, чтобы правильно передать — объяснить смысл.

Итак, Сангхаракшита, который родился в Англии, в 1926 году - Деннис Филип Эдвард Лингвуд, был послан в Индию, во время войны. И он остался в Индии, стал буддийским монахом в Тхераваде и получил буддийское имя «Сангхаракшита».

Сангхаракшита много читал, очень много о разных религиях, и о цивилизации, и о буддизме конечно. И он практиковал учение буддизма, медитацию. И он получил, приобрел все главные традиции буддизма. И у него были учителя из разных традиций буддизма.

Можно сказать, что его личные качества, энциклопедическое знание, продуктивная и плодотворная работа, духовные переживания. Когда ему было только 16 лет, он уже начал испытывать духовные переживания, он писал об этом в его автобиографических описаниях.

Но, после 20 лет в Индии в 1960-их годах, Сангхаракшита вернулся в Англию и стал преподавать. И он сказал, что хотел сделать Дхрму доступной и понятной людям, которые интересуются буддизмом. Чтобы это сделать, он использовал учения, практики и символы из различных ветвей восточного буддизма, он их переводил на языки современных западных цивилизаций.

И Сангхаракшита нашел новый способ, для выражения сути буддизма. И он для этого даже нашел современные идеи, которые не существовали на востоке. И одна из этих идей, это идея «Эволюция» и потом — сейчас мы готовы к лекции. Это объяснение, откуда пришла идея эволюции.

Сангхаракшита однажды описал свои попытки выразить духовный путь в современных терминах и возникла эта идея, что можно описать духовный путь в терминах эволюции, на языке эволюции. Как нам сказали, что обезьяна, стала человеком в процессе эволюции, так человек может стать Буддой, в процессе эволюции. Но, развитие из обезьяны в человека, не точно так же, как эволюция из человека в Будду, в Просветленного человека. И это объясняется тем, что существует два типа эволюции.

Что это, что за эти два типа? И какая разница между ними? Сангхаракшита описал, что эволюция с одной стороны из обезьяны в человека - это эволюция рода. Существует много разных примеров этого пути эволюции. Можно думать о эволюции расы, родины, страны, государства, семьи, или определенной группы, которая находится в определенной стране. Это группа, которая совершает эволюцию, можно сказать, что это эволюция «Коллектива», «Коллективная эволюция». Но, этот тип эволюции Сангхаракшита назвал — «Низшая эволюция».

С другой стороны, когда речь идёт об эволюции, от человека в Будду, в Просветленного человека, этот путь эволюции не касается никакой группы, это эволюция индивидуума, то есть эволюция, которую сделаем, совершаем — ты, или вы, или я. И этот тип эволюции Сангхаракшита назвал — «Высшая эволюция». Она высшая, потому что, на пути высшей эволюции гораздо больше возможностей для развития. И это значит — перед нами путь, такой путь длинный.

Однако, оба типа эволюции — низшая эволюция и высшая эволюция происходят в контексте великого принципа эволюции. Низшая эволюция - это коллективная, высшая - это индивидуальная.

Что это такой за высшая эволюция? Есть разные качества. Сангхаракшита сказал, что она трудна, она нуждается в больших стремлениях, в большой силе. Он даже сказал, что это более сложная задача, которую может брать человек. Она сложная, потому что требует от нас всё, что у нас есть. Потому что она включает в себя каждый аспект нашего существования, она требует большого количества самопознания, которая требует ясности, знание о себе и честность, и открытость. Но, это не только более сложная задача, которую может взять человек, в тоже время это более ценная и достойная задача. И задача, которая может даёт нам настоящее удовлетворение.

Но, ещё остается вопрос, как изменяется обезьяна в человеке, или как преобразить человека в Будду? Вопрос - как изменить, как преображение происходит? Как совершается эволюция? Из чего состоится эволюция? И здесь существует великое буддийское проникновение в это, что эволюция состоится из развития осознанности, из развития нашего уровня осознанности и развития нашего уровня сознания.

И Сангхаракшита анализирует эволюцию в четырех великих планах, или уровнях сознания.

Во-первых это то, что он назвал — «Простое сознание», или «Чувственное сознание» или «Объектиное сознание», сознание которое мы переживаем, по средствам чувств, то есть: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И мы переживаем по средствам контакта во внешнем мире. И у животных, и у человечества есть такой тип сознания.

Второй, это «Самосознание», или «Субъективное сознание». Мы не только осознаны, мы сознаем, что мы осознаны. Мы не только переживаем чувства, ощущения, эмоции, мысли и акты воли, мы осознаём, что мы их переживаем. Этого уровня сознания нет у животных, а только конечно у человека. Можно так же сказать, что в той же мере, в которой развивался у нас этот уровень сознания, в такой мере мы человечнее, мы настоящий человек.

Третий это «Запредельное сознание», или «Трансцендентальное сознание», или «Объективное сознание», есть вопросы для переводчиков, есть английское слово «Transcendental», которое можно перевести, как «Трансцендентальный». Но, другие скажут, что лучше использовать «Запредельный», потому что это термин, каждому известно, что это значит, поэтому я использовал оба варианта сегодня.

Но, что означает этот уровень осознания? Сангхаракшита сказал, что осознание состоит из сознания высшей духовной реальности. И эта высшая духовная реальность включает нас самих и всю вселенную. То есть — обусловленное существование в целом, то есть целый мир.

Обычно, мы переживаем мир, как разделённый на двое, на субъект и на объект. Субъект это мы сами, существующий здесь внутри и объект это остальное — внешний мир вне нас. Это то, что существует где-то там. Однако, это высшая духовная реальность не является объектом - это важный фактор его природы.

Но, даже, что она не является объектом, для нас на нашем уровне осознанности, мы только способны его переживать как объект. Но, в действительности, это высшая духовная реальность переступает пределы различия между субъектном и объектом.

Иногда мы можем получить опыт этого запредельного сознания, на мгновения, как вспышка инсайта — проникновения, на всё существование в целом. Просто на мгновение увидеть что-то гораздо больше, чем то, что мы обычно видим.

И четвертый — это «Абсолютное сознание», или «Вселенское сознание». И этот уровень сознания, сказал Сангхаракшита, находится абсолютно вне нашего понимания и знания. Поэтому, об этом не стоит ничего говорить. Достаточно указать на его существование, но трудно об этом не думать. И если нам нужно что-то сказать, можно описать этот уровень, как совершенство целого процесса эволюции.

Поэтому, мы рассмотрели четыре уровня сознания, как контекст в котором происходит процесс эволюции. Простое сознание, самосознание, запредельное сознание и четвертый — абсолютное сознание.

Возможно спросить на каком уровне и как эти уровни относятся к низшей и высшей эволюции?

Простое сознание принадлежит к низшей эволюции, это не удивительно и запредельное и абсолютное, третий и четвертый уровня, принадлежит к высшей эволюции. Но, второй — самопознание, где это находится? Можно сказать, что оно состоит из совершенства низшей эволюции и отправная точка высшей эволюции — это место, где эти два вида эволюции соединяются.

И можно сказать то, что перед нам, как путь, повышает наше самопознание и сделать первые шаги для развития запредельного сознания. И как это сделать? Более подробно и другие вопросы будут в теме лекции, которые будет в следующей недели.



No comments:

Post a Comment