Saturday 8 October 2022

«Таинственность человеческой коммуникации»

«Таинственность человеческой коммуникации», Саддхалока, 19.08.2021

Слушать эти лекции: «Отдельные лекции»

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн

Мы принимаем много вещей, как-то абсолютно нормально. Мы встаём утром, может быть завтракаем быстро. Проверяем мобильный телефон, едем на работу, делаем то что надо на работе, возвращаемся домой. Смотрим телевиденье, фильмы, смотрим на ютюбе то, что есть вечером. Мы отдыхаем, едем куда-то, возвращаемся домой потом. Это жизнь как обычно. Так проходит жизнь. И об этом мы не слишком много думаем.

Но если мы начинаем смотреть под поверхностью, всё может выглядеть гораздо более чудесным и странным. Прямо сейчас кто-то говорит, этот человек делает звуки в языке, которые вам не полностью известны. И этот язык развивается через сотни, даже через тысячи лет. И этот язык носит человеческую культуру. Который поддерживает, который выражает образ жизни для людей в мире.

И кто-то переводит эти звуки в более известный язык. Это также язык, который развивается через сотни и тысячи лет. И этот язык поддерживает, носит другую культуру, другой образ жизни в мире.

И каждый из вас слушает эти звуки, и они как-то, что-то означают для вас. И для каждого из вас может быть эти значения, эти звуки как-то звучат по-разному.

Что происходит? Можно быстро ответить. О, кто-то читает лекцию на английском языке, и кто-то переводит его на русский язык. Но если остановимся, сделаем шаг назад это объяснение, это достаточно чтобы развивать то, что происходит, когда мы говорим. Поэтому, что происходит в человеческой жизни?

Будущий Будда, Сиддхартха Гаутама он жил в северной Индии, примерно 2500 лет назад. У него в детстве были богатства, удобства, его жизнь была хороша. Но, тем не менее он чувствовал неудовольствие. Часть себя чувствовала, что в жизни должно быть что-то ещё для себя.

Это желание, чтобы идти дальше, прорываться через нынешние ограничения. Это существует у каждого из нас. Но мы можем неправильно истолковать его, неправильно понять его и найти более простые решения проблемы.

Может быть всё что надо, это найти лучшую работу. Или отношения с партнёром, которые чуть-более гармоничные. Или может быть это достаточно идеальная семья. Или компьютер, который побыстрее работает. Или более приятный мобильный телефон. Или всё что надо красивая дача. И тем не менее, когда мы получаем эти вещи – неудовлетворённость всё ещё у нас есть. И мы начинаем искать что-то другое.

Гаутама понял, что удовольствия никогда не будет. Просто потому что, от того как мы ищем такие вещи. Поэтому, он оставил всё позади. И шесть лет он искал разные пути. С интенсивностью, очень срочно для него. И наконец-то что-то изменилось. Что-то изменилось в сущности его существования. Старые понятия, старые взгляды умерли. Они перестали существовать. Он перестал думать о них, верить им. Он видел, он знал вещи такими, как они есть. Или другими словами его существование в целом было выравнено с реальностью, с истинностью.

Поэтому, после того как он стал Просветлённым несколько недель он просто усваивал то, что это великое событие, которое с ним происходило. И полезно сказать, что у многих людей такие проблески возникают, проблески об истине, которые возникают в разных условиях. И может быть, это также для вас, некоторых из вас.

Я знаю, что есть люди у которых такие переживания возникали и они долгое время никому не говорили об этом. Они ничего не сказали, потому что так много из того, что они переживали противоречили как-то нашим обычным взглядам о мире. И были люди, которые боялись, что другие люди о них подумают – ох, они сошли с ума, им надо видеть психиатра.

Поэтому эти проблески, которые даёт нам другое виденье мира, они также могут дать нам большие возможности, новые. Можно открыть в себе новые потенциалы. Но также эти переживания можно их неправильно истолковать опять. Есть неправильные способы их понимать, наше старое эго, можно их усвоить эти видения. Есть люди, у которых появились проблески, думали но - ах это всё, что мне нужно сделать, ох я стал Просветлённым, даже я новый миссия.

Но видение Будды, понятие Будды это было так великое, так полное, что такие усвоение эго это было невозможно. Такие заблуждения были невозможны.

Когда традиционно говоря, когда мы читаем о Просветлении Будды мы видим, как этот процесс усвоения – ассимиляции продолжался. И Будда стал думать о мире, когда-то. Вначале он думает, что это видение, это понимание это так не соответствует с понимаем обычных людей. Если я стараюсь разделить это с ними, они не будут понимать меня и для них это будет больно. И для меня это будет больно. Поэтому лучше не учить.

Это размышление Будды сразу стало известным всем богам. И у них возникло беспокойство и тревога. Появился в мире Будда и если он не учит, мир погибнет. И в тот же момент король богов появился перед Буддой и умолял его учить. Он сказал, что есть люди, у которых мало пыли в глазах, немного пыли в глазах они способны понять. Ради них пожалуйста учи Дхарме.

И теперь Будда смотрел на мир, с его оком Будды, скажем. И он видел, как существа были похожи на лотосы в великом озере. Несколько из них были в грязи, в пыли. Несколько из них постепенно поднимались от ила и стали расти. Несколько бутонов были как-то тесно закрыты, но другие были готовы открыться. После того, как они получили несколько теплоты и солнца. Поэтому ради тех, которые были способны понять он решил учить Дхарме. Я не буду говорить больше об этой истории, это традиционный рассказ. Иногда, это как-то достаточно, эти мифические рассказы, они говорят сами за себя, без дополнительных слов.

Я буду только рассказывать одно, что традиционно говоря эту мудрость будд, это нельзя отделить от его любви и сострадания, великой любви и великого сострадания на всех живых существ, если он будет кого-то учить где начинается. Будда стал искать эти пути, ближайших святых людей, которые были его учениками во время того, как он практиковал великие аскезы сам. Они отошли от него с отвращением, когда он понял, что аскетический путь не вёл к Просветлению и он стал есть хорошую простую еду, чтобы быть здоровым опять и чтобы опять быть сильным на физическом уровне опять. Поэтому, он нашёл эти пять ближайших людей в оленьем парке, недалеко от города Варанаси.

Вначале они старались просто игнорировать его. Но у него было что-то, что изменилось и невольно они начали общаться с ним. И скоро они стали глубоко общаться вместе. И само по себе существование Будды, передало многое от того, чем он был. Но тем, не менее он старался найти такие слова, которые помогут этим пяти людям идти за пределы слов и понятий и знать каждый для себя эту мудрость и любовь, которую он сам Будда нашёл. И один за другим каждый из них пробудился и стал делить с Буддой это его Просветлённое видение.

И скоро собрал Будда вокруг него шестьдесят учеников. Каждый из них решили жить бездомной жизнью. И они поделили между ними его Просветлением. Он собрал их всех вместе и потом он им сказал идти и учить в разных направлениях, для благосостояния, для пользы всех людей. Будда, ему было тридцать пять лет, когда он стал Просветлённым, когда он пробудился. И он ещё жил сорок пять лет.

Каждый год, три месяца в год, во время сезона дождей он проводил время в ретрите, спокойно, мягко. Но, последнее время девять месяцев в году до его смерти, он бродил через северную Индию, через поля, через леса, в деревнях и городах.

Он встречался с многими разными людьми, и он с удовольствием общался с теми, кто были восприимчивы к нему. И он учил, он советовал людям на том же уровне, на котором они находились. То, что он говорил всегда что-то свежее, что-то личное.

Но, как он повторял при встрече с многими людьми, он нашёл, что есть определённые подходы и слова, которые были очень полезны людям.

Поэтому эти разговоры, люди помнили эти разговоры и эти личные, уникальные, единые учения для определённых людей стали святыми текстами в будущем.

Мы можем видеть буддийскую традицию в целом, как коммуникацию, как общение, как передачу, которая началась с Будды и которая путешествовала. И можно видеть, что есть эти две стороны того, как общался Будда, того, чему учил Будда.

Положительно говоря и может быть это самый важный момент, он передал себя сам. Вокруг него было как-то всегда атмосфера спокойствия, атмосфера любви. Его присутствие пробудило в людях доверие, глубокое доверие. Нет гнева, нет гордости, нет страха.

Отрицательно говоря, он указал как все вещи постоянно возникают и исчезают, в зависимости от условий. Всё, что было создано, должно с ним расстаться. Все обусловленные вещи непостоянны. Чтобы найти подлинную свободу, поэтому нам нужно отпустить всё вокруг, которое мы использовали, чтобы стоить наше чувство самости, всё которое мы используем, чтобы получить стабильность и чувство безопасности. И когда мы вернёмся к его положительному присутствию это даёт людям доверие, что мы можем всё отпустить.

И буддисты путешествовали в новые культуры, буддизм сам путешествовал в новые культуры. И встретились очень разные культуры, поэтому акцент учения должен был измениться, должно было быть изменение в акценте учения. Чтобы ответить на веру и понятия, которые существовали в этих новых культурах и такие чтобы ответить на понятия и взгляды, которые мешали людям на пути к полной внутренней свободе.

Поэтому, когда мы рассматриваем буддизм это очень богатые, разнообразные традиции, которые существуют перед нами. И эта традиция продолжает развиваться. Будда конечно был человеком, он нас ведёт к сущности человечества и сущности этого человеческого существования.

Один способ как это переводится, как это выражается в буддизме, в буддийской традиции, это то, что учитель он известен как «Кальяна-митра», который переводится как хороший друг или красивый друг.

И это передаёт тот факт, что это человеческая личная связь, которая существует. Есть разные буддийские традиции, которые развивались и развивали их собственные системы практики, их собственные системы учения и акценты о которых они говорили был разные.

Поэтому, в буддийской общине «Триратна» у нас есть большой акцент на том, что называется «Кальяна-митрата», то есть духовная дружба. Но это не только на вертикальном измерении, не только на том что важно отношение с учителем, но есть горизонтальное измерение, это важно как-то наши отношения с другими людьми, духовной общиной.

Да и Сангаракшита признал, как это важно для людей в современном мире эти связи, эта духовная дружба, потому что в нашем мире наши обычные связи – в семьях, сообществах наши обычные связи стали более слабы.

Да конечно есть другие акценты важные в нашей общине, например этика, медитация и осознанность, доброта, сострадание, изучение Дхармы и глубокие размышления, которые открываются в мудрость и практики поклонения. Но сегодня я сфокусирую точно на сосредоточение на духовную дружбу, на коммуникацию.

У многих буддийских традиций как-то акцент это на то, что является учителем, гуру, лама и каждый из нас будет сосредотачиваться на нём. Это, то есть что акцент находится том, мы скажем это как вертикальные измерение «Кальяна-митраты». И конечно, нам это важно узнать от них, от таких людей, которые уже более духовно опытны, у которых их опыт практики глубже и это важно конечно быть открытым, восприимчивым к ним и разделить с ними их опыт и понимание.

Но, тем не менее мы признали, что это как элемент, акцент, аспект горизонтальной духовной дружбы между всеми в общине, это позволяет, этот более глубокий опыт течет вокруг и быстро течет и это положительное влияние распространяется лучше.

И мы видим, как сангха, как духовная община, это очень действенное поле для того как наша духовная практика, наша духовная работа, наша духовная жизнь чтобы, поддерживать и помогать друг другу в нашей духовной практике. Мы можем поставить под вопросом практику у других людей. Мы можем это как-то непосредственно делать.

Просто спросить вопросы у кого-то, о их этических действиях, сколько раз этот человек медитирует. Или можно просто иметь хороший пример для других, когда другие люди практикуют глубоко, это помогает нам чувствовать, что да мы готовы это сделать также, когда мы видели эти плоды для них.

И мы можем развивать общение и коммуникацию между нами, работать над тем, что это общение доброе дружелюбное, искреннее и истинное, которое помогает другому человеку, которое гармонизируют отношения между людьми. Вместо того как говорить способом, которым мы чувствуем, что это грубо или это неправильно, это не помогает мне или я чувствую себя хуже из-за этого. Мы можем быть зеркалами друг для друга. Это может быть очень привлекательно, мы можем просто думать да, хорошо, давай начинаем. Но это не так просто конечно.

У нас у каждого есть багаж, который мы приносим к буддизму, большой багаж, в котором есть старые привычки, наши склонности, некоторые из которых может быть даже мы не осознавали. Но пока мы узнаём, как общаться открыто, как комуницировать открыто, честно, искренне, истинно, когда у нас есть ценности, которыми мы делимся друг с другом. Это в тот же момент подлинная работа. Духовная жизнь начинается.

Я не знаю, если нескольким из вас известны такие машины, которые шлифуют камень, полудрагоценные камни. Эти грубые камни поставили в машины вместе с другими, вещи все вместе, с песком, но потом после работы камни стали очень красивыми и цвет у них становится очень богатый, красивый.

Это говорят, что духовная община для нас мы чувствуем это так, как эти машины. Мы все вместе, но потом мы стали красивыми и цвет у нас глубокий и ясный. Поэтому, есть парадоксы в нашей практике.

И как мы вернёмся к началу лекции. Мы стали рассматривать как когда мы смотрим под поверхность вещей. Может быть чувствуется всё как очень нормально и обычно, но можно видеть, что есть что-то, как-то очень чудесно, странно, загадочно, таинственно о жизни, о человеческом существовании. И вот это наш парадокс, когда мы поставим на сторону это как-то странные магические идеи о том, что это такое духовная жизнь и мы вернёмся на землю, мы осознаем себя здесь и сейчас просто так.

Это, как мы найдём ещё раз прямое, здоровое человечество, когда мы относимся к другим людям с подлинной ответственностью, ясно отношусь, с добротой относимся, мы можем найти дверь, которую можно открыть к вселенной таинственности и красоты. Когда есть сангха, которая уже давно создана, это атмосферу можно чувствовать как-то сильно чувствовать, даже не смотря на то, как это трудно описывать, что это происходит.

Да я чувствую себя очень богатым скажем. Я живу в общине с другими людьми вне города, близко к природе. Эта атмосфера духовной общины, это как вода, в которой я плаваю, воздух, которым я дышу. Но, такая сангха может показаться как идеал, далеко от нас. Но тем не менее мы можем получить вкус этого потенциала во время личного общения с друзями.

И наверное, этот вкус положительного общения будет сильнее во время ритрита, когда те, которые практикуют собираются вместе на выходных, на неделю дольше даже.

Это да, одна из трудностей, когда мы читаем такие лекции о коммуникации, мы не хотим как-то строить ожидания. Но тем не менее это важно как-то описывать путь, рассказать куда мы хотим идти и что надо сделать. Чтобы туда попасть, чтобы указать то, что мы можем строить вместе.

No comments:

Post a Comment