Тайна этики - это любовь, Суваннавира, 13.06.19
Карма и перерождение (и смерть) VII
Слушать эти лекции: Карма, перерождение (и смерть).
Эти лекции касаются трёх областей: кармы, перерождения и смерти. Эта лекция касается кармы. Именно первого наставления и первого благого обета.
Однако, для начала мы будем рассматривать короткое резюме этики и нравственности. Как мы уже видели: карма это закон обусловленности, действующий в сфере этической области. Эта сфера: волевых актов, сфера сознательных выборов.
Родится человеком значит, что у нас есть выбор как действовать. И у нас есть возможность продолжать развивать нашу способность - делать такие выборы. И можно разделить это действие вдвоём, можно сделать много разных анализов. Но здесь разделиться вдвоём, можно действовать «кусала» по Пали, то есть «искусно» и можно действовать «акусала», то есть «не искусно».
Можно определить искусные действия как действия основанные на таких положительных состояниях сознания как: спокойствие, любовь и ясность или понимание. Не искусные действия, можно определить, как действия основанные на отрицательных состояниях Ума, то есть не спокойствие, а жажда; не любовь, а ненависть; не понимание, а заблуждение.
Если мы достигли определённого состояния сознания, определённого уровня осознанности, то есть определённый духовный уровень, духовной зрелости. То есть мы спонтанно и естественно действуем нравственно, то есть искусно. Но если, мы не достигли такого уровня, нам нужно трудиться, работать чтобы искусно действовать. И даже, когда мы трудимся, когда мы стараемся, чтобы искусно действовать это помогает нам быть более спонтанными, действовать.
Это как развивает нашу способность действовать искусно. Можно также сказать, что этический статус, то есть если действие искусное или не искусное определённого акта, то есть акта - тела, речи и Ума. Которые означают акты человека в целом. Зависят от того, в каком состоянии сознания это действие было совершено, поэтому буддийская этика это не просто вопрос соблюдения списка правил или списка заповедей.
То, что мы стараемся сделать с нашими нравственными действиями, это повысить наш уровень сознания. Не так интенсивно, как мы это сделаем, когда мы медитируем, но тем не менее это полезная работа, которую мы совершаем. Но мы сказали, что это не значит, что буддийская этика - это следовать списку правил. Тем не менее можно определить конкретные действия, которые являются или искусными или не искусными. Можно добавить, что не искусные действия согласно буддийскому учению всегда ведут к страданию. Если мы не искусно действуем, страдание следует за этими действиями.
Но это в буддизме более известный список наставлений в сфере этики, это пять наставлений - пять соответственно положительных обетов, которые мы пели во время Прибежища. Наставления, они находятся везде в буддийском мире, но это более осознание для всех, что такое практика буддизма.
Первый из них на Пали: «Панатипата верамани сиккападам самадиями». И можно перевести как более подробно. «Панатипата» буквально означает «разрушение жизни». «Пана» это дыхание, поэтому это тоже слово на Пали, которое переводится на санскрите, когда речь идёт о «пранаяме» – дыхание. И «веранами» это «я откажусь от разрушения жизни». «Сиккападам» это путь практики или можно перевести как «тренировка». Поэтому это не просто вопрос, правило, которое, мы соблюдаем или нет. Это пункт практики и мы можем всегда идти чуть дальше. Мы всегда можем быть более тонкими, более положительными в нашей практике этого наставления. Может быть, когда есть два разных способа, как мы используем это наставление. Первая, более грубая форма это - я откажусь от убийства. Но второе, которое находится довольно часто «я откажусь от причинения вреда». Вреда можно думать если я настаиваю, чтобы другой человек сделал то, что он не хочет, поэтому есть довольно тонкие способы, как мы можем разрушать это наставление. Если мы поговорим с кем-то и на самом деле они не хотят говорить с нами. Может быть красивые девушки. Мы хотим с ней поговорить, она не хочет. И мы настаиваем чуть-чуть. Это пример, когда на более тонком уровне мы разрушаем это наставление.
«Самадиями» это значит «я принимаю на себя» и это важная часть того, что мы сказали. Мы признаём, что это мой выбор, сознательный выбор. Мой свободный выбор. Никто не может настаивать, чтобы мы практикуем. Это как наш собственный выбор и это переводится на русском «я беру на себя - воздерживаться от убийства» - более крайняя форма. Или я беру на себя воздерживаться от причинения вреда и положительный соответствующий обет: «Добрыми делами любви я очищаю тело своё».
Сангхаракшита учил, что это первое наставление очень важное. Во-первых он сказал, он учил, что это прямое и важное проявление акта обращения к Прибежищу.
Надо чуть объяснить то, что это значит. Сангхаракшита понял, может быть понял более ясно, чем все современные буддисты, что акт обращения к Прибежищу, то, что мы выражаем когда мы поём «Буддам саранам гаччами. Дхаммам саранам гаччами. Сангхам саранам гаччами». Это центральный, определяющий акт в жизни буддиста.
То есть, что надо сделать чтобы быть буддистом? Это обращаться к Прибежищу (к Будде, Дарме и Сангхе). Центральный означает, что - самый важный для нас то, что самое важное в жизни и определяющее. То, что надо сделать, чтобы быть буддистом. И обращение к Прибежищу (Going for Refuge) это принцип, в значении, которое находится на английском может быть это чуть-чуть отличается от того, как это слово используется на русском.
У каждого принципа есть конкретные проявления. Но даже, что есть конкретные проявления никакие из них, это нельзя их отождествить с принципом в целом. Поэтому Сангхаракшита учит сказать, что в буддизме главная определяющая практика и то и то, или определяющая главная практика учения то и то - это ошибка. То, что более главное - это принцип обращения к Прибежищу.
Поэтому есть группа буддистов, они обращаются к Прибежищу благодаря одной практике и учению. Другие обращаются к Прибежищу, используют другие практики и учения. Это ок, если они и то и другое, обращаются искренне, действенно обращаются к Прибежищу. Это нормально, можно считать, что они обе буддисты.
Слушатель: и одни и другие, они обе обращаются к Прибежищу, но разные формы.
Суваннавира: Разные формы-точно. Но тем не менее есть проявление акта обращения к Прибежищу и самое прямое и важное из них это следовать первому наставлению. Учил Сангхаракшита.
И во вторых, почему Сангхаракшита учил, что это так важно, это первое наставление лежит в основе всех остальных наставлений. Это пять, которые мы поем или десять, которые принимают члены ордена. Это более интенсивный список наставлений. Можно считать, что каждый из остальных они более конкретные проявление этого первого наставления.
Второй это не принимать того, что не было отдано по доброй воле. Да третий. Не причинять вреда в сексуальной сфере. Четвертый: отказаться от лживых речей. Пятый: отказаться от веществ дурманящих Ум.
Слушатель: также можно сказать частный случай - причинение вреда себе получается. Если я принимаю дурманящие вещества. То есть причиняешь вред себе.
Суваннавира: это вредить себе. И это также дурманить Ум и положительный соответствующий обет это - ясной, лучезарной осознанностью я очищаю Ум свой.
Пять негативных значит то, что нельзя делать. И положительные то, что следует сделать. Вместо того, что мы делаем. Но мы будем сейчас более глубоко рассматривать эти наставления.
Первые наставления.
Отказ от убийства. Что это такое? Почему убийство является не искусным? Во первых, может быть это более традиционный буддийский ответ - это выражение состояния сознания, которое формируется под влиянием жажды, ненависти или заблуждения, два или третье из них. Когда мы совершаем действие и над нашим Умом влияет жажда, ненависть или заблуждение. Это причиняет страдание, совершающему его человеку, который совершает его и препятствует его достижениям Просветления. Сангхаракшита сказал, что да, это верно. Но не достаточно.
Во-вторых убийство это абсолютное отрицание единства одного живого существа с другим. Невозможно отрицать существование другого существа, сильнее чем убийство его или её. Поэтому это вторая причина.
Но возникает вопрос, как представить этот принцип его самой положительной формой? Конечно этот принцип можно представить, как принцип любви. И я хотел бы читать две стихотворения про любовь.
Это английский поэт Шелли.
«Великий секрет морали - любовь.
Выход за пределы нашей собственной природы.
И отождествление с прекрасным.
Которое существует в мысли, действии или человеке, они в нас самих.
Человек, чтобы быть во истину хорошим, должен обладать настойчивым и детальным воображением.
Он должен поместить себя на место другого.
И многих других.
Страдания и радости его рода, должны стать его собственными».
Поэтому это то, что Шелли написал по поводу этики.
И потом это то, что написал Шантидева автор «Путь ботхисаттвы»:
«Сначала он будет выращивать мысли о существах,
находящихся с ним рядом,
таких же как и он.
У всех те же печали, те же радости, что и у меня.
И я должен защищать их. Как себя.
Тело, состоящее из многих частей, разделённых на члены, должно сохраняться как целое.
И подобно этому это множественное вселенское объединение.
С общей радостью и печалью,
я должен разрушить страдания, страдания других, как будто они мои собственные.
Я должен высказывать по доброму отношение к другим,
потому что они также существа как и я.
Я буду окружён духом почтительности и мягкости к другим.
Я прекращу свою жизнь, как я.
И приму, как себя моих братьев-существ.
Наши руки и наши члены, как части нашего тела.
Так почему бы не любить других живых существ, как членов вселенной.
Так в служение другим нет места гордости, зависти или жажды наград.
Поскольку по средствам их, мы удовлетворяем нужды собственного «я».
Тогда, как если бы мы защищали себя от страданий и печалей,
упражняйтесь в духе почтительности и мягкости к миру».
Так скажет Шантидева.
Сангхаракшита сказал, что убийство - абсолютное отрицание другого человека, любовь - абсолютное принятие. Он заметил, что любовь это не является достаточно сильным словом, чтобы выражать что такое доступное абсолютное принятия другого человека. Можно сравнить это с эффектом свечения тела солнца на наше физическое существо. Такой эффект, такой есть эффект любви на наше духовное существо.
Поэтому есть убийство, есть любовь. Можно сказать, что мы можем действовать таким способом или другим. И Сангхаракшита, он делал, придумал два термина, чтобы описать это. Можно действовать в «модусе силы», или в «модусе любви».
Модус силы это крайний модус. Но можно относиться к другим таким образом, чтобы скорее отвергать, нежели принимать их существо. Если действовать в согласии с модусом любви, или противоположно этому. И наша духовная практика все больше и больше действует в согласии с модусом любви. Как это сделать мы скоро рассмотрим.
Однако нужно заметить, что мы живём в мире, в котором властвует модус силы. Есть два момента, которые полезны. Вспомним, когда нам приходится действовать в модусе силы, если это приходится. Модус силы должен быть всегда подчинен модусу любви. Например мать, которая сдерживает ребёнка, который хочет положить свою руку в огонь. Она сдерживает, но она сделает это, потому что она любит его.
Это первый момент и второй момент внутри духовного сообщества, духовной общины в смысле в Ордене, когда те люди, они действенно обращаются к Прибежищу, не возможно действовать в модусе силы. Потому что сами по своей природе, духовная община основана на модусе любви. Если любой человек, который формально является членом Ордена, который действует в модусе силы он действительно поставит себя вне Ордена, вне духовной общины, так действуя. Это второй момент и я скоро буду заканчивать.
Просто я хочу закончить с практическим примером, как практиковать это наставление. Это небольшой список моментов, наверное можно добавить больше.
Первый из них это вегетарианство - не есть мясо, которое раньше было частью живого существа.
А второй это отказ от совершения абортов, ради существа, которое несколько недель или несколько месяцев живёт внутри матери.
Это может быть чувство заботы об окружающей сфере, то есть все действия, которые защищают экологию.
Также выступление против производства всех видов вооружения.
Но в последний момент, как я уже заметил это наставление, это также принцип, поэтому нет ограничения в количестве путей его применения. Никто не является тем искусным в своём поведении, что не может улучшить свою практику этого принципа. Если есть возможность продолжать работать и продолжать и продолжать. На всех положительных актах, которые возникают благодаря нашей практике, нашей развитии метты.