Friday 19 March 2021

Карма, перерождение (и смерть) I

Общее введение в тему, Суваннавира, 28.03.19:

Карма, перерождение (и смерть) I.

Слушать эти лекции: Карма, перерождение (и смерть).

У первобытного человека жизнь была загадкой, тайной. Загадка, которую он только чувствовал, он не мог выражать её словами, но тем не менее он её чувствовал. Он чувствовал, что жизнь значит что-то странное, не постижимое, загадочное. Наконец, в конце эпохи первобытного человека, он стал способен думать об этом, он стал способен думать о загадке жизни. Ему показалось, что он находится в середине странного и даже красивого мира и он не знал, почему повсюду события, которые он не мог не понять, не контролировать. Он увидел закат солнца. Он увидел его восход, но что случилось между этими событиями он не знал. Гремел гром, небо стало темным, падал дождь, сверкала молния, но почему он не знал. Иногда дни были длинные и тёплые, иногда короткие и холодные. С двумя лентами он смог добыть искру, это он называл оргон. И иногда он почувствовал себя грустным и страдал, заболел, однако он не знал, что он болен. И иногда случалось что-то страннее, либо друзья либо родственники, либо знакомые люди, либо не знакомые находились лежа на земле, лежа совсем без движения. Обычно это были старые люди, но иногда молодые, даже дети. Если бы их позвали, они бы не ответили. Их глаза были фиксированы, кристальные, они вас не признали, они ничего не узнавали. Если внимательно наблюдали за ними, то видели, что они больше не дышали. Если бы вы их трогали, то видели бы, что их тело твёрдое. Если их искали несколько дней, то их тело начинало пахнуть, очень плохо. Из всех загадок первобытного человека это загадка великая - загадка смерть.

Прошло несколько стотысячилетий, закончилась эпоха первобытного человека, наступила эпоха сельского хозяйства, эпоха великой цивилизации, великая эпоха, эпоха божественного права королей. Это случилось примерно 10-15 тысяч лет назад. В то время решились разные загадки, однако более великая загадка - загадка смерти осталась без решения. Эта загадка даже стала более загадочная, стала глубже, более темной. Вес этой загадки стал тяжелее, чем раньше.

Почему это так случилось? Сангхаракшита объясняет, что это было время изменения, люди стали жить в деревнях, в городах, даже в великих городах. Они перестали быть кочевниками, возросли цивилизации, повседневная жизнь стала более безопасна, стало удобнее жить, люди стали жить даже комфортно. Люди теперь наслаждались жизнью, на всякий случай, больше наслаждались жизнью чем раньше. И они хотели продолжать наслаждаться жизнью, они не хотели умирать. Они не хотели расставаться с женой, с мужем, с детьми, с семьёй. Они не хотели остаться позади дома и поля, где они работали. Они не хотели переставать петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах и играть в азартные игры. Они не хотели переставать участвовать в церемониях и религиозных праздниках.

Однако, они признали то, что они должны их оставлять, они должны умирать и от этого знания им было тяжело. Осознание смерти повлияло на жизнь, поэтому не только в смети появилась загадка, в жизни появилась загадка, в человеческом существовании появилась загадка. У них было несколько лет, чтобы наслаждаться жизнью. И потом ничего кроме смерти, ничего кроме пустого места что можно было сделать с этим. Видимо ничего. Поэтому большинство просто забыли об этом или постаралось забыть. Они постарались наслаждаться жизнью, пока это было им возможно. Их философия «давай есть, пить, веселиться и о будущей смерти забыть». А меньшинство они были сильнее, они возвращались к действиям, к героическим делам, они убивали монстров, они сражались в битвах, они завоёвывали царства, чтобы люди их не забыли. Не смотря на то, что они умирали, пусть их имя продолжается в вечности. Однако даже категорические люди знали, сидя тихо размышляя и даже во время битвы, что всё бесполезно, они должны умирать, жизнь не только загадка, также трагедия. Это чувство выражалось в литературе этой эпохи, точнее говоря в рассказах, которые были написаны позже, например в ряде городов. Однако всё это только половина истории, западная половина истории, наша половина истории, потому что на востоке люди стали видеть всё это по другому, диаметрально по другому. На всякий случай некоторые люди это сделали, они нашли решение загадки смерти, решение загадки жизни.

Что они увидели? Они увидели что смерть это не конец, человек не просто исчезал. Они видели что после перерыва человек возвращался с новым телом. Возвращался таким образом, который соответствовал своими предыдущими действиями, которые соответствовали природе своих действий. Действий, которые они совершили во время старого тела. И эти помыслы, эти инсайты, эти переживания опыта сначала появились в Индии, а потом широко распространялись. Они появились в начале особого времени. Проще говоря, что примерно 800 лет до нашей эры. Первые следы этих инсайтов появились в одной из упанешад - древнеиндийском тексте. «Упанешада» была эзотерическим учением. Оно не соответствовало общему пониманию, знанию к которому получили доступ только очень мало людей. Потом такие учения стали более систематизированы и стали известны как учения о карме и перерождении. Наша тема - карма и перерождение и смерть.

Первоначально лекцию прочитал Сангхаракшита и в 1970 году, то, что я хочу сказать это тесно следует из оригинала, но я могу добавить дополнительные материалы, когда нужно. И Сангхаракшита сказал, когда он давал конференцию, что он выбрал эту тему есть 3 причины. И две из которых я здесь расскажу. Первая эта тема по существу важна, люди слышали о загадке смерти, она ещё ищет решение. Они даже очень интересуются этой темой, между тем этот интерес нам не всегда известен. Как нам сказали если интерес касается книги смерти-тибетской книги смерти например, то люди которые придут их будет всегда много. Они хотят решить загадку смерти, загадку жизни. Это первая причина. Вторая причина - учение о карме и перерождении в целом, учение о систематизированной форме является неотъемлемой частью буддизма. Частые буддийские традиции, которые дошли до нас, поэтому если мы хотим понять буддизм в целом, его глубину и его ширину, то мы должны понимать учение о карме и перерождении, нам это просто необходимо.

И я хотел бы добавить мои причины, почему мы рассмотрим эту тему сейчас. Закон кармы это специфическая формулировка закона обусловленности на санскрите «пратитья-самутпада». Можно перевести как обусловленное совозникновение, которое является главным принципом буддийского мышления определил Сангхаракшита. Потом закон кармы, он является основой буддийской этики. Есть буддийская этика которая является законом буддийского пути в целом. И путь начинается с нравственности. Поэтому это довольно важная примета и практически следствие того как мы живём. Как искусно жить. И вообще в общем понимании карма довольно ошибочное понимание, поэтому полезно сказать ясно, ярко это буддийская позиция об этом. Второе - смерть почему рассмотрим эту тему. Потому что все мы умираем, рано или поздно. И смерть как и старость и болезнь они толкали три из четырёх причин, которые толкали людей на духовный путь и потому что непостоянство это как важная тема для размышления для того, кто практикует буддизм. И третье - перерождение. Идея перерождения даёт нам великий контекст для нашей жизни. Если мы продолжаем в бесконечном будущем, если мы уже переродились бесконечно до того когда мы стали жить таким способом. Сейчас это другой контекст, чем думать просто что мы через из нигде возникли и через несколько лет полностью исчезаем. Это дает другой способ видеть нашу жизнь. Иногда здесь мы слушали, что идея есть у людей, что когда мы родились и были маленькими детьми - мы как пустая (белая) картина, нет никаких обусловленностей. Но эта идея не соответствует с тем, что случается если мы уже переродились много раз. Которые у нас есть привычки, которые мы сильно строили и чувствовали эмоции на психическом уровне, в следствии того, что мы сделали - искусные, не искусные действия в прошлой жизни. Поэтому важно чтобы узнать кто мы в действительности - это третья причина.

Вопрос: Бывает же так, что у кого-то эта жизнь первая. Кто-то не перерождался до этого? Когда-то начало должно быть?

Ответ Суваннавира: это вопрос по поводу начала, можно ответить чуть-чуть по другому. Это как когда ответ на вопрос существует ли творение? Будда сказал, что у сансары - обусловленого существования нет начала, которое мы можем увидеть, чувствовать. Он довольно чётко выразил я думаю. Нет никого такого как сансара мы можем видеть. Обусловленного существования.

Вопрос: мы не можем видеть сансару?

Ответ Суваннавира: мы не можем видеть начало сансары.

Тема учения карма и перерождение разделяется на три части. Общее учение буддизма о карме и перерождении, потом краткое рассмотрение доказательства и свидетельства о перерождении. И потом третье рассмотрим общее недоразумение того учения. Однако, сегодня время хватает только для того чтобы мы более подробно рассмотрели разницу между подходами к теме - восточным и западным. На западе, мы чётко осознаем, как жизнь коротка, как смерть не отвратима. Главная загадка проблемы продолжает ли человек существовать после смерти? Или смерть это конец? Смерть сама это проблема. Если человек уверен, что смерть это не конец. То на западе проблемы больше не будет. И лекция о смерти не будет такой главной.

Утверждение слушателя: по мнению Керуака, одного американского писателя все хотят в рай, но никто не хочет умирать.

Но востоке наоборот, особенно на буддистском востоке и на индуистком востоке всё наоборот. Люди не так много переживают о смерти, как на западе. Сангхаракшита жил 20 лет сам в Индии, он в Индии видел своими собственными глазами, они более спокойно принимают смерть. Смерть - естественна, необходима. И так перерождения, они также принимают перерождения, не сомневаются в этом. После смерти у них другая проблема, смерть-перерождение, смерть-перерождение. Как сбежать от этого процесса? Как достигнуть безопасности за пределами смерти и перерождения, достигнуть состояния свободного от рождения, свободного от смерти? Проблема их в том, что они умирают, в том что они постоянно умирают, постоянно перерождаются. Поэтому они идут на шаг дальше, чем на западе. То, что на западе решение проблемы, на востоке это решение - сама проблема, которая нуждается ещё в решении. И мы будем рассматривать всё это более подробно через неделю. Тогда рассмотрим общее буддийское учение о карме и перерождении и смерти.



No comments:

Post a Comment