Tuesday, 9 March 2021

Карма, перерождение и смерть XV

Пять скандх, душа и бодхичитта, Суваннавира, 12.09.19

Карма, перерождение и смерть XV.

Слушать эти лекции: Карма, перерождение (и смерть).

- Две недели назад, мы видели как в буддийском мировоззрении, все явления понимаются с точки зрения пространства и времени, и с точки зрения глубины, то есть - духовного измерения. Тело - это человек, с точки зрения пространства и времени. Ум - это человек, с точки зрения глубины мировоззрения, разный уровень сознания, разные состояния сознания. Также можем видеть человеческое существа, сказал Сангхаракшита во время лекции, с точки зрения пяти скандх (по санскрите). Но это идея была актуальна, поэтому, я думаю что стоит, маленький итог - одна лекция на скандхах. Поэтому мы будем рассматривать пять скандх, санджня, душа и бодхичитта.

- Скандха, это почти не переводимое слово, которое обычно переводится как совокупность (куча), но буквально это стол или дерево, но это нам вообще не помогает. Пять совокупностей, может быть пять куч и пять скандх один из основы категории..... В тексте на пали, на санскрите, на тибетском, на китайском находятся писание о пяти скандхах, поэтому так и быть о них.

- Первая из них это рупа (телесная форма), что-нибудь, которое мы воспринимаем через чувства.

- Вторая - ведана, на русском -ощущения, чувства или эмоции, то есть: приятные ощущения, не приятные; положительные эмоции, отрицательные эмоции.

- Третья - санджня примерно - восприятие, это способность назвать или признать этот объект как будильник, этот объект как коробку или ...... и т.д.

- Четвертая это санскара, еще не передаваемое слово, которое иногда переводится как рулевые силы, рулевые как машина. Примерно как половые акты, лучше воловые акты, чем воля, потому что у человека воля одна. Но разные воловые акты, которые могут действовать в конфликте друг с другом.

- Пятое это сознание, то есть сознание через пять органов чувств, через разум, как шестое. Сознание на разных уровнях, на всех разных уровнях.

- В буддийском размышлении есть эти пять скандх: рупа (телесная форма); ведана (ощущения, чувства, эмоции); санджня (восприятие); самскара (воловые акты); виджняна (сознание).

- В нашем теле и нашем психофизическом существовании, на всех возможных уровнях нет ничего, нет ни одной мысли, нет ни одного ощущения, нет ни одного явления, которое не включается в одном или в другом из этих пяти скандх.

- Они все постоянно изменяются. Я думаю, что это важно, что один из переводов это как «кучи», в английском языке это слово «heap» - собрание, беспорядок, беспорядочное собрание вещей.

- Здесь мы приходим к буддийскому учению, в буддийском учении о пяти скандах тесно связано с учением об «анатмане», которое скажет, что нет самости, безсамостность это один из три знаков обусловленного существования и есть ещё одно главное учение. Это учение в целом, учение о трех знаках нам говорят, что обусловленное существование включает в себе наше психофизическое состояние, дело в том, что нет ничего, что удовлетворяет нас полностью, постоянно. Нет ничего, которое является постоянной самостью, неизменной самостью, отдельностой самостью.

- Когда мы наблюдаем наши переживания, наш опыт, жизнь, и наш опыт живой, то мы можем увидеть и буддизм нам скажет, что если мы так делаем достаточно тщательно, всё, что мы можем увидеть, это эти пять скандх, эти пять совокупностей. Один или другой из них, или они постоянно изменяются и не остаются без перемен.

- Как есть вопрос, который существует, иногда с чем мы можем отождествить нашу самость? С телом или с умом? Иногда люди склонны отождествлять с умом, с телом да, с телом конечно это не возможно. Мы знаем, что тело рано или поздно стареет и умирает. Исключение в буддизме, что да осуществить свою самость с телом это не очень умно, но это достаточно, это не так плохо, потому что на всякий случай есть какая-то стабильность с телом: вчера у меня тело, сегодня у меня есть тело, завтра я ожидаю, что у меня будет тело.

- Если мы тщательно, ясно, подробно рассматриваем наш ум это способ как постоянно изменяться, если наблюдаем на наши переживания так скажет учение.

- Каждое из явлений, которое скажем является одним из этих скандх. Каждое из них, зависит от условия и когда эти условия перестанут существовать это перестанет существовать также. Но это учение об анатмане, если вспомнить, что один из учителей Сангхаракшиты однажды он был монах из Индии, он родился в Индуизме, но он стал буддистом. Стал читать лекцию и один раз, когда он читал лекцию он сказал, что чтобы правильно понять что такое «анатман» - доктрина об анатмане, надо на первом месте правильно понять что такое «атман». И сразу несколько людей стали кричать:-«Нет, нет мы не хотим ваши индусские учения об атмане здесь». И они не поняли, что он хотел сказать и делать. Подход, который он продолжал это всё ещё полезный и если бы мы видели какие веры и какие взгляды существовали во время Будды, в Древней Индии.

- Есть Упанешады - древние тексты, религиозные тексты в Индии, которые говорили, что «атман» - самость, душа по индийскому это физическое тело, другие «атман»- самость, душа это материальный и они находятся в сердце, но другие «атман» - самость, душа и этот взгляд будет чаще всего сталкиваться говорил об этом «атман» это ни материальный, сознательный и ни изменяемый, то есть я это я, ты это ты, способный влиять без препятствий на собственную судьбу.

- Будда говорил, что такой «атман» не существует, он говорил наблюдайте на собственные переживания и будете смотреть- не найдете, такой «атман» - не материальный, сознательный, ни изменный, индивидуальный и способный влиять беспрепятственно из внешнего мира на собственную судьбу. Он сказал, что лишь то, что вы найдёте если часто наблюдаете на ваши собственные переживания один из этих пяти скандх, эти пять совокупностей, которые постоянно изменяются. И не один из них, можно правильно сказать, считать «атман», даже что мы можем правильно считать, что рупа это «атман» (телесная форма), что ощущения это «атман», санжня (половые акты) или даже сознание, мы не можем правильно считать, что это «атман».

- Но он также, он продолжал, что никакого «анатмана»- самости души, не существует вне этих пяти скандх, «атмана» не существует ни индивидуально, ни все вместе мы не можем найти, мы не можем переживать и никакого «атмана» не существует вне них. И как-то осациируют с пятью скандхами, поэтому это то, что Будда учил, говорил по поводу вопроса об «атмане».

- Я хотел чуть-чуть добавить ещё, его измерение, его учение Будды, по этому поводу и добавить что-то, которое может на первый взгляд звучать как противоречие, с тем, что я сказал, что никакого «атмана», который не существует вне пяти скандх. Потому, что Нагарджуна - великий буддийский философ, который жил несколько столетий, я думаю 500 лет после Паринирваны Будды. Он сказал, что что-то существует, что-то можно описывать, как существует вне пяти скандх это бодхичитта. Нашли ли мы, наша душа я буду говорить, что бодхичитта, чтобы описывать чуть-чуть более подробно, представляет себя, как проявление чего-то запредельного, совсем и абсолютно запредельного.

- Поэтому вне пяти скандх, но что такое бодхичитта? И точнее выражение которое существует «бодхичитта-утрада», буквально можно это выражение перевести как «ботхичитта-утрада», бодхи означает духовное просветление (духовное пробуждение), когда мы видим в реальности истину лицом к лицу, каждый для себя. «Читта» - это ещё одно отдельное слово, которое можно перевести, переводится или переводилось иногда как: ум, суждение, сознание, сердце - всё вместе. И «утрада» - возникновение пробуждения, возникновение ботхичитты.

Бодхичитта - это одна из важнейших терминов буддизма, особенно буддизма махаяны, потому что когда возникает бодхичитта, когда пробуждается бодхичитта в нас скажем, мы станем бодхисаттвой, пока нет в нас бодхичитты мы не ботхисаттвы, когда бодхисаттва возникает - мы бодхисаттвы.

- Бодхисаттва - существа, которые полностью ориентируют на достижение просветления ради всех живых существ, не только ориентируют на достижение просветления, но ориентируют на достижение просветления ради всех живых существ, поэтому что делает человека - ботхисаттвой это важный вопрос.

- И может быть первый шаг, чтобы понять это просто стараться найти хороший, правильный перевод термину «бодхичитта». Сангхаракшита отметил в тоже время, что отличный термин «бодхичитта» переводится на английский - "Thought of Enlightenment", Сангаракшита отметил, что хуже переводить этот термин почти невозможно. Думать о просветлении это не трудно, прочитав лекцию я скажу о просветлении, я думаю о просветлении. Каждый человек, который слушает эту лекцию, слушает о просветлении и думает о просветлении, однако мы не стали бодхисаттвами таким способом. Сангхаракшита переводил, как воля к Просветлению, но однако даже этот термин не 100% хорошо и не 100% правильно. Он продолжал говорить, что даже где «бодхичитта» на санскрите это не 100% правильно, но это не то, что и английский язык, не достаточно мудрый, это не то, что санскит (язык) или русский язык, не достаточно гибкий, это язык сам по себе не достаточно гибкий, чтобы передать что такое «бодхичитта».

- Он объясняет, что «бодхичитта» - это не любая ментальная деятельность, это не любое состояние сознания, любое состояние сознания это не бодхичитта, это не любая функция. Итак «атман», самость и душа она обязательно не является мыслью, даже не волевые акты, если речь идёт о личной воле и даже не быть сознательным, если не имеем в виду сознательным о просветлении, или даже быть сознательным о том, что существует просветление.

- Поэтому, что такое бодхичитта? Бодхичитта это что-то загадочное и как я сказал, чтобы сделать маленькое разумение мы стали рассматривать пять скандх и то, что говорил Будда по поводу природы этих пяти скандх. Итак нам нужно понять что такое «атман» во время Будды. Особенно учение, которое сказало, что «атман» - это что-то не материальное, сознательное, неизменное, идеальное, как я это я, ты это ты и способное влиять без препятствий на собственную судьбу. Надо понять что такое «атман», чтобы понять почему в буддизме учение об анатмане и может быть сложная идея, что вне пяти скандх, можно сказать что бодхичитта существует вне пяти скандх и потом нужно подробно понять что такое «бодхичитта», проанализировать и мы закончим.

- Просто есть несколько слов, с которых начинается сутра сердца и мы будем говорить об этом. Сутра Сердца -

Ботхисаттва сострадания,

прибивая в глубокой медитации,

узрел пустоту всех пяти скандх

и разорвал цепи, служившие причиной страданий.

No comments:

Post a Comment