Wednesday, 24 March 2021

Карма и перерождение (и смерть) VI

Введение в буддийскую этику, Суваннавира, 06.06.19

Карма и перерождение (и смерть) VI

Слушать эти лекции: Карма, перерождение (и смерть).

Мы продолжаем лекции по теме: карма перерождение и смерть.

Это уже 6 лекция, поэтому я хочу сделать короткое резюме, чтобы объяснить то, что мы уже сделали. Ок в этих лекциях, мы рассматривали карму, перерождение и смерть. Мы начали рассматривать смерть, видели что для человека смерть - это тайна, загадка. На западе мы хотим узнать, продолжаем ли мы существовать после смерти. Но на востоке загадка другая, они принимают на веру, что после смерти следует перерождение. У них другая загадка - получить состояние безопасности, которое находится за пределами жизни и смерти, и мы вернёмся к теме смерти позже в лекции. Но потом мы начали рассматривать карму, в точности мы начали рассматривать закон обусловленности. В целом это называется на санскрите «Пратитья-самутпада», которую можно перевести как «обусловленное совозникновение».

Согласно учению Сангхаракшиты, человек, который создал нашу традицию буддизма, англичанин, который жил 20 лет в Индии, и вернулся в 1960 годах в Англию и стал преподавать буддизм. «Пратитья-самутпада» - это главный принцип буддийского мышления. Равный принцип буддийского мышления. Даже то важно, как он занимает центральное место в буддийском размышлении. Переживать его довольно просто, можно сказать, что если существует «а», то «б» возникает, если «а» перестанет, то «б» больше не будет. Выражать его довольно просто, но это закон обусловленности в целом.

Но когда этот закон действует в сфере этической ответственности это карма. Мы называем это действие кармой. И это важно. Есть важное следствие. Потому что это значит, что не всё что происходит с нами является - результатом нашей кармы (не всё). Как мы видим иногда скажет, что что-то случается и мы скажем, а да, мы что-то сделали когда-то, и вот - такой результат. Но согласно учению Сангхаракшита и учению буддизма это не так.

Чтобы объяснить чуть дальше об этом. Есть учение, которое называется «учением ниямы» и они анализируют, как закон обусловленности действуют на пути в разной сфере существования в целом.

И первый из них называется «уту-нияма» - это мир органического вещества.

Второе - это «биржа-нияма» - мир органического существа.

Третье - это «читта-нияма» - мир Ума или сознания.

И четвертый - это «карма-нияма» - мир волевых актов и пятый - это «Дхарма-нияма» - это мир духовного развития .

И третий - это «читта-нияма», в «читта-нияма» встречаются такие вещи как инстинкты, реакции когда мы не способны думать, просто реагируем (энергетические способы). Четвёртое «карма-нияма» - волевые акты, когда у нас есть выбор. И пятый уровень это «Дхарма-нияма», это когда речь идёт о духовном развитии, важно что у нас есть выбор. Потому что, иногда люди скажут по вопросу судьбы, когда речь идёт о карме и это также не соответствует.

Но вопрос начинает возникать - какой выбор у нас есть? И главное разделение, согласно учению буддизма это действовать между двумя (действовать искусно или действовать не искусно).

Это более важное дело, для нас в буддийском учении, не использовать такие слова, как хорошо или плохо, или добро и зло. Вместо этих слов есть «кусала» и «акусала». На древнеиндийском языке Пали, который переводится – «искусно» и «не искусно». И слово «искусно» даёт интересное впечатление. Чтобы быть этичным, это означает быть умным, даже мудрым. Надо знать как поступать, как ясно видеть то что происходит, чтобы поступать и быть способным искусно действовать.

Не редко люди спрашивают, когда я объясняю например практику развития любящей доброты. Что сделать если человек плохо поступает, если человек ссорится со мной? Что нужно сделать? Как поступать? У меня нет простого ответа на такие вопросы. Это более, чем мы способны действовать искусно, тем мы будем способны этично, мудро ответить в этой ситуации, когда человек ссорится с нами, грубо поступает с нами.

И искусные действия, искусная речь основаны на искусных состояниях Ума, сознания. Поэтому, если мы хотим спонтанно действовать искусно, этическим способом, более прямой путь к этому, это развивать свои состояния сознания, более прямой путь к этому это развивать своё состояние сознания, практика медитации это очень хороший способ это сделать.

И это возникает вопрос в том, что в буддизме статус действия зависит от состояния ума или сознания в котором действие было совершено. Статус действия как это искусно не искусно, может быть есть пример который находится в палийском каноне, который проясняет что это значит.

Один раз, один из учеников Будды был и попросил у кого-то даяние и то, что случилось, что этот ученик сидел на бэби, к сожалению, и этот бэеби умер. И кто-то спросил Будду:

« Будда, этот ученик он совершил убийство, какой статус его действий был?».

И Будда ответил да, нет это не то, что он совершил убийство, но он совершил действие без осознанности, поэтому это то, что он сделал.

Но возникает вопрос что такое искусные состояния Ума или сознания. Буддийское учение скажет что это состояние, основанное на таких положительных качествах как спокойствие - первое, любовь - второе, третье - ясность Ума. Любые состояния понимания - они искусны, и если мы испытываем такие состояния и действия, наверное наши действия будут искусными. В противоположных качествах: первое - жажда и страстное желание; второе - ненависть; и третье, если у нас есть состояние понимание-состояние заблуждения.

Но, мы чувствуем разные части себя, разные части нашего характера, онда часть чувствует себя довольно спокойно, другая часть хочет что-то сделать, что-то хочет получить. И у нас есть выбор какой части нашего существования мы выражаем, уделяем внимание так, у нас есть выбор. На какие ментальные или физические проявления мы решаем обращать внимание.

Поэтому, да это важный аспект практики буддизма это работа с собственным умом. Это узнать как лучше работать с собой, чтобы развивать положительные состояния, состояния, которые мы действительно хотим испытывать. Что состояния, которые нам не нравятся и неприятные, становятся меньше и более слабыми. Даже что, как я уже сказал, этический статус определённых актов, зависит от того в каком состоянии ума или сознания оно будет совершенное. Возможно определить конкретные действия, которые являются искусными или не искусными. Но только не исследовать думают о них как правилы или заповеди.

Это как один раз я прочитал в буддийских текстах, что неискусные действия всегда причиняет страдание для себя и для других. Такие результаты всегда следуют неискусные действия.

Такие искусные и не искусные действия выражаются в пяти наставлениях и пяти благих обетах.

Надо просто объяснить, что существует два типа этики. То, что скажем условная этика и естественная этика. Условная этика основана на традициях и обычаях, которые отличаются в разных местах. Это хорошо сделать, это плохо, иногда наоборот. Это как условная. Но естественная этика, основана на фактах человеческой психологии, они можно сказать - вселенная и отличаются в разных местах. Это не зависит от того, где мы живём.

Если мы совершаем убийство, страдание следует нам и другим. И когда мы говорим о законе обусловленности, который действует в сфере нравственной ответственности, мы имеем в виду только естественную этику, а не условную этику.

И так, как мы говорим об этих пяти наставлениях и этих пяти благих обетах, имеем в виду естественную этику. Эти наставления и благие обеты, они идут вместе. Они скажут то, что лучше не сделать и то, что лучше сделать, когда выражает один факт с разных точек зрения. И я буду их считать:

я беру на себя воздерживаться от убийства - первое. Положительными, добрыми делами любви я очищаю тело своё.

Второе, я беру на себя воздерживаться от взятия того, что мне не отдано по доброй воле, щедростью рук своих я очищаю тело своё.

Третье - я беру на себя воздерживаться от причинения вреда в сексуальной сфере. И положительные это – спокойствием, умеренностью и удовлетворенностью я очищают тело своё.

Четвертый я беру на себя воздерживаться от лживых речей, и положительный - истинными словами я очищаю речь свою.

И пятый - я беру на себя воздерживаться от принятия средств дурманящих Ум, и положительный вариант - ясной, лучезарной осознанностью я очищаю Ум свой.

Мы будем более подробно рассматривать каждый из них в последней лекции.

, тем не менее, например очень яркий пример убить другого человека всегда является не искусным.

No comments:

Post a Comment