Sunday, 19 January 2025

Принцип «Правдивости» P2/2 - наставления

Принцип «Правдивости» P2/2 - наставления

Четыре наставлений, автор — Суваннавира.

Буддизм обычно учит четырем речевым наставлениям:

Я добровольно воздерживаюсь от ложных речей,

Я добровольно воздерживаюсь от грубых речей,

Я добровольно воздерживаюсь пустых речей

Я добровольно воздерживаюсь от клеветы.


И их положительные аналоги:

Истинными словами я очищаю речь свою,

Добрыми словами я очищаю речь свою,

Полезными словами я очищаю речь свою,

Примиряющими словами я очищаю речь свою.


Четыре наставления - это не просто четыре качества общения,

не просто четыре независимых качества.

Их можно рассматривать как четыре уровня общения,

причем каждый уровень выше предыдущего.

Каждый более высокий уровень требует более высокого уровня осознанности.


Поэтому мы можем рассматривать каждый из положительных аналогов как самостоятельное качество,

и как уровень общения.

Мы можем рассматривать их в повседневных терминах и с точки зрения духовного развития.


1/ Итак, начнем с Правдивости.

Я добровольно воздерживаюсь от ложных речей,

Истинными словами я очищаю речь свою,

Мы уже рассматривали это.

Как первый уровень общения это означает говорить то, что мы действительно думаем,

то есть знать, что мы на самом деле думаем,

Это значит говорить то, что мы знаем независимо от родителей, учителей, друзей,

независимо от того, что мы прочитали в книгах, в Интернете и увидели по телевизору.

Возникает вопрос, что мы действительно знаем?


2/ Затем переходим к доброй речи.

Я добровольно воздерживаюсь от грубых речей,

Добрыми словами я очищаю речь свою,

Это означает, что речь не должна быть грубой.

Не кричать, не ругаться, не говорить без остановки, не слушая собеседника,

или просто пытаться быть единственным, кто говорит.

Это значит, что не надо нагнетать обстановку, не надо быть осуждающим.

Это значит не изменять чужие слова,

зачастую довольно тонко изменяя то, что говорит другой, в ущерб себе.

Вы говорите что-то, а другой человек отвечает: «Я полагаю, вы имеете в виду „такой-то и такой-то“.

Может быть, «то и то» - это мнение, которое они любят ненавидеть,

и они нападают на вас за то, что вы придерживаетесь этого мнения, которое является выдумкой их собственного ума.


Так что добрая речь - это не просто «добрая»,

она может быть мягкой, может быть мягкой, но твердой,

мы можем говорить приятным тоном, используя красивые слова.

Она может включать в себя, когда мы не только говорим, но и слушаем,

говорить с уважением к другому человеку,

и реагируем на то, что он говорит,

то есть уделяем много внимания тому, что говорит другой человек,

мы смотрим на него, возможно, смотрим ему в глаза.

Все это входит в понятие « добрая речь».


Давайте рассмотрим, в частности, вопрос о лжи за благо.

Люди часто воспринимают правду и доброту как противоположности,

как взаимоисключающие.

Можно быть добрым, но не правдивым.

Можно быть правдивым, но не добрым.

Вы не можете быть одновременно добрым и правдивым.


Но давайте рассмотрим историю из жизни Будды,

чтобы понять, как решить эту проблему.

Учения Будды очень важны,

но также важны и истории из его жизни,

они показывают, как Будда действовал в повседневных ситуациях.


Жила-была женщина по имени Киса Готами, у которой был ребенок,

Но, к сожалению, ребенок умер.

Но Киса никак не могла смириться с этим фактом.

Она продолжала носить ребенка с собой, прося людей вернуть его к жизни.

Она впала в безумие, и люди стали считать ее сумасшедшей.

Дети стали бросать в нее комья земли.

В конце концов она нашла дорогу к Будде.


Она спросила его, может ли он исцелить ее ребенка,

и он ответил утвердительно. Она была вне себя от радости и надежды.

Но при одном условии он сказал - да, да, да, да .....

Ты принесешь мне горчичное зерно .... - это легко сделать .....

Из дома, где никто не умер!

И Киса радостно побежала выполнять поручение.

Конечно, она не нашла дома, где никто не умер,

И постепенно до нее дошло, что мертвых много, а живых мало.

Она вернулась к Будде, чтобы рассказать ему об этом, и была готова похоронить своего ребенка.


Эта история демонстрирует мастерство Будды в общении,

его способность быть добрым и одновременно говорить правду.


Говорить с осознанием других.

Мы начинаем осознавать других с вполне практических шагов.

Мы можем просто посмотреть на другого человека,

заметить, как он реагирует.

Кажутся ли они счастливыми и расслабленными,

или они кажутся напряженными и раздраженными,

или сдерживают свои чувства?

Мы можем просто смотреть людям в глаза,

дать им понять, что мы принимаем их как своих собратьев.


Сангхаракшита учил, что духовная сущность доброжелательной речи - это любовь,

а на самом деле любовь - это осознание существования другого существа.

А не следование ролям и проекциям.

Подробнее о ролях и проекциях мы поговорим позже.


3/ Полезная речь:

Я добровольно воздерживаюсь пустых речей

Полезными словами я очищаю речь свою,


Иногда это наставление переводится как полезная речь,

иногда говорят, что это осмысленная речь,

что означает, что мы не говорим глупости, не говорим ерунды.


Как полезная речь она начинается с предоставления людям необходимой информации.

Но это также означает, что не нужно давать ненужных советов,

Не все и не всегда хотят, чтобы им давали советы.

Следование предписаниям означает знание того, что можно сказать, но также и того, что нельзя говорить.


На более высоком уровне это также означает ценить что-то,

что включает в себя умение видеть положительное в ситуации,

и выражать его.


В одном из апокрифических Евангелий есть такая история,

Иисус идет с учениками по дорогам Галилеи,

и они видят мертвую собаку, мертвая собака выглядит некрасиво,

и Иисус говорит: «Какие красивые зубы».

Так что благодарная речь означает способность видеть положительное.


На высшем уровне это наставление означает способность

поднять уровень сознания и бытия другого человека с помощью нашей речи.

Может быть, их поднимает честность,

произведение искусства или поэзия,

или Дхарма, означающая выражение истины.


4/ Речь, способствующая гармонии между людьми.

Я добровольно воздерживаюсь от клеветы.

Примиряющими словами я очищаю речь свою.


Что такое клеветническая речь?

Будда учил, что это повторение слов, сказанных в этом месте,

которые вы услышали в другом месте,

во вред людям в том месте.

Также повторение слов, которые вы слышали в этом месте,

в другом месте,

в ущерб людям в этом месте.


Гармония возникает, когда в отношениях нет

власти в отношениях, все свободны, любимы и уважаемы.

Непонимания, мы видим других такими, какие они есть на самом деле, без проекций.


В Палийском каноне есть история об Анируддхах,

трех монахах, живущих вместе в совершенной гармонии.

Каждый из них размышляет: почему бы мне не делать то, что я задумал,

почему бы не делать то, что делают мои друзья в хорошей жизни?

Все они видят, что нужно сделать,

и делают это без лишней суеты.

Их гармонию можно описать как смешение воды и меда,

и они также достигли высокого уровня медитативной концентрации.


Гармония зависит от настоящего общения,

общения, которое очень восприимчиво и внимательно,

и мы исследуем духовный мир в полной честности и открытости.


Иногда мы можем посидеть в тишине, и этого достаточно.


Наши четыре уровня начинаются с правдивого общения, когда мы говорим то, что действительно думаем,

затем с доброжелательного общения, когда мы видим другого человека таким, какой он есть на самом деле,

затем полезное общение, когда наши слова поднимают человека на более высокий уровень сознания и бытия,

и заканчивается гармоничным общением, когда мы полностью открыты, честны и гармоничны во всех аспектах нашей жизни с нашими друзьями.

No comments:

Post a Comment