Saturday 18 March 2023

«Теория множественного интеллекта»

«Теория множественного интеллекта», Суваннавира, 16.01.2020

Слушать эти лекции: «Отдельные лекции»

Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн

Теория множественного интеллекта! Теория предложенная Говардом Гарднером, в 1983 году, как модель интеллекта, он психолог.

Мы будем рассматривать каждого из них, но возникает вопрос – почему во время занятий буддизмом, занятий которые посвящены учению Будды мы рассматриваем такую теорию. И я буду объяснять быстро, потому что можно сказать, что вообще есть эволюция.

И как Сангхаракшита стал описывать духовную жизнь, как что-то, которое происходит в контексте эволюции. Он говорил, что есть «Нижняя эволюция» и есть «Высшая эволюция».

Нижняя эволюция - это что-то, которое совершаяся в группе, это эволюция группы, что-то коллективное. И потом, у нас есть высшая эволюция, это что-то, которое только индивидуум, один человек сам для себя может совершить. Это вопрос личного выбора человека. И возникает вопрос по поводу высшей эволюции – как мы действуем, от чего к чему мы совершаем эволюцию?

И есть анализ уровней осознанности, четрыре из них:

Первый, это «Чувственное осознание», это сознание, которое у нас есть, у животных есть. Сознание, которое мы получаем по средствам наших чувств.

Второй уровень, это «Самосознание», мы становимся осознанными к себе, мы становимся осознанными к всему, что мы осознанны. Мы можем осознавать, что какие эмоции у нас есть, какие мысли, самопознание возникает. Это что-то, которое происходит только в человеке, с людьми. Это исключительно человеческая способность.

Третий уровень можно назвать – «Запредельное сознание» или философическое слово, не русское - «Трансцендентальное сознание». И вспоминая лекции, по поводу лекции «Вкус свободы», это значит такое сознание, на основе «Самадхи» (медитативное сосредоточение), мы становимся «Входим в поток», который ведёт к «Нирване», когда мы прорываем «Три нижние оковы», когда возникает «Инсайт», или «Проникновение». Или, когда возникает «Видение и знание вещей такими, как они есть».

И четвёртый уровень - это абсолютное сознание, которое сказал Сангхаракшита, что это так далеко от всего как мы понимаем мир, как мы понимаем сами себя. Прямо сейчас не стоит ничего говорить об этом, не возможно ничего говорить об этом. Но если здесь мы можем что-то сказать, это состояние Будды, это состояние Просветлённого ума, это окончание высшей эволюции.

И можно сказать дальше, чтобы стать буддистом, главное это мы обращаемся к прибежищу в Будде и это значит – одно из значений этого, что мы признаём Будду, как Просветлённого человека, человека, который стал Просветлённым. Он стал просветленным первым в нашем мире, вне учений, которыми мы можем познать у других Просветлённых людей.

Это то, что есть Будда и если мы обращаемся к прибежищу в нём, в Дхарме – его учении и Сангхе – сообществу тех, которые следует его пути. Это главный ответ на вопрос – кто такой буддист, но в этом контексте есть разные способы, как мы можем следовать учению Будды, как мы можем стараться как скажет в пудже преоделеть то, что он преоделел, то что мы можем достигнуть - это то, что он достиг Будда, то что он превзошел - это то что мы можем превзойти.

Есть разные учения и одно из них, это «Четыре измерения осознанности». И быстрый анализ. Мы можем осознавать объекты, мир вокруг, природу – это первый уровень.

Второй, мы можем работать, чтобы повысить нашу осознанность самого себя. Традиционный анализ, это быть осознанным к нашему телу, к эмоциям и к мыслям, которые у нас есть. Но можно также осознавать себя по средствам психологического анализа, и мы вернёмся к этому скоро, но это второй уровень. Познания в себе.

Третий уровень, третье измерение осознанности, мы можем работать, чтобы развивать нашу осознанность к другим людям.

И четвёртый – развивать наш уровень осознанности к реальности, к абсолютной реальности, это четвёртый уровень.

Но здесь мы вернёмся к второму из них и это вопрос развития нашей осознанности к себе, по средствам психологического анализа. Это то, что мы будем делать сегодня посредством учения об этих множественных интеллектов Гарднера.

Можно сказать, что википедия, как я сказал название это теория множественного интеллекта, как мы скоро будем видеть слово интеллект это не очень подходит к нескольким из примеров вещей, которые мы будем рассматривать. Интеллект на английском – это «Intelligence».

Когда речь идёт об интеллекте, скажите если вы думаете это не правильно, но это значит для меня что-то интеллектуальное, что-то, которое использует идеи и концепции.

Поэтому, может быть лучше сказать, что это теория множественной способности, не только интеллекта. И мы будем один за другим видеть какие они и потом возможно сказать может быть – думать о каждой, останавливаться на каждой из них отдельно и что-то расскажет по этому поводу.

Или может быть если времени хватает мы можем просто видеть – ок, какие из них я чувствую что, целую жизнь я имел способность так действовать, думать, работать. Какие из них, может быть я чувствую,что я развивал, благодаря действиям, которые я совершил и какие я чувствовал – это не очень развито у меня.

Ок, эти восемь способностей.

Первая из них, это лингвистическая способность – лингвистический интеллект, это может быть мы сразу думаем об этом, когда мы думаем о слове интеллект. Это способность читать, писать, рассказать, рассказывать истории. И мы способны, когда речь идёт о предметах, которые используют в словах люди, у которых это сильно развито. Они обучают лучше по средствам слушания, говорят, видят слово и любят исследовать какие источники есть у слова. У нас есть слово в прошлом – что это значит, как изменилось значение этого слова. Это первый тип.

Второй - это логическая, математическая способность, логический, математический интеллект. Это также использовать идеи и концепции, это также может быть ожидаемо. Ничего неожиданного. Такие люди хорошо работают с числами, с цифрами. Они любят задачки, используют логику, чтобы решить проблему. Они обучают по средствам анализа и стараются видеть какие связи есть между вещами. Это второй.

Но третий это как-то, что-то может быть более неожиданно, скажем что это пространственная способность. Пространственный интеллект, пространственные ученики. Они хорошо пишут, хорошо строят, может быть они становятся архитекторами. Они могут вообразить вещи в трёх измерениях. И они хорошо обучают, когда они могут визуализировать, вообразить как-то в уме. Они хорошо работают с цветами и с картинками, это третье.

Четвёртый, это музыкальный интеллект, музыкальная способность. Люди, которые обучают с использованием музыкальных способностей. Они хорошо играют музыку, они чувствуют ритм. Они могут вспомнить мелодию, они могут красиво читать мантры например. Это четвёртый тип.

И пятый - это телесный, кинестетик. Кинестетики, люди с этой способностью, они хорошо, когда, дело в том, что мы физически что-то делаем, они хорошо читают язык тела у других людей. Они хорошо обучают, когда могут свободно двигаться по комнате. И они могут взаимодействовать с людьми, с другими объектами.

И это как-то в смысле того, что в тибетском буддизме есть практики простирания. Обращение к прибежищу и простирания. Это практики, которые я совершил в через семь лет каждый день. Есть визуализации, поэтому это подходит к этому типу – пространственные ученики. Есть мантры, слова, которые мы повторяем ОМ А ХУМ … (это как музыкальные ученики) и простирания, которые мы выполняем с телом. Поэтому это как-то ученики телесные, кинестетики, они используют эти качества во время практики. Можно сделать 108 простираний в одной практике.

Есть еще можно сказать есть ещё шестая группа, это межличностные ученики, с безичностной способностью. Они хорошо понимают других людей. Они хорошо руководят другими людьми. И они хорошо коммуницируют, делают коммуникацию. Осознанно общаются с другими людьми. И они хорошо знают как поступать, как действовать, когда есть конфликты между людьми. Они лучше обучают предметам, когда они работают вместе с другими людьми – межличностные ученики, шестой.

И наоборот седьмой – внутриличностные ученики. Наоборот такие люди лучше понимают сами с собой. Они лучше понимают свою собственную мотивацию. Они хорошо думать для себя, они способны к не стандартному мышлению. Это более красиво на английском «Think outside of the box». Они лучше думают, обучаются, когда им нужно работать самим по себе, одним. И шестой и седьмой – межличностные и внутриличностные, они как-то идут вместе.

И последний, это ученик-натуралист, природовед, эколог. Это один отдельный момент. Такие люди очень чувствительны к природе, к естественному миру. Они видят связи и взаимодействия в мире животных, в мире растений. Они лучше всего обучают, когда они переживают и созерцают природу – естественный мир.

Предполагаем, что есть другие возможные способности, способности интеллекта, которые у Гарднера, мы решили не позволяют участвовать в этих.

Более сильное место для них, это как-то духовная способность. О как-то стал включать это духовную способность чуть-чуть попозже.

Но другие два, я вспомнил, что есть способность хорошо готовить еду, способность заниматься сексом. Но то и то он не решил, он думал, что они в его теории не возможны. Он придумывал разные критерии, по которым способностям должен совершить каждый из них. И последнее, люди которые готовят еду и занимаются сексом, они не достаточно хорошо выполнили все критерии, поэтому они не вошли.

Поэтому да, это восемь способностей скажем интеллекта. Я думал, что они часто скажут, что эти восемь стилей, по которым можно обучать других, особенно детей.

Гарднер сам говорил, что он не очень уверен можно так и думать. Но есть сотни книг, которые скажут, что ок есть дети, которые музыкальны, его надо как-то обучать по средствам музыки и так далее. Или обучать ребёнка, чтобы как-то использовать его тело.

Мне не очень нравилась идея, что я преподавая Дхарму, должен использовать каждый из них. Но, когда мысль у меня чуть-чуть изменилась, я нашёл что-то, которое мне нравилось. И это идея, что практикуем Дхарму, мы можем стараться развивать каждую из этих способностей. То есть, что быть способным к лингвистике, понять вещи, предметы. Логически также можно быть способным визуализировать и использовать воображение. Можно способствовать музыкально, чтобы развивать такие восприимчивости и быть способным восприимчивости к телу. И также знать как работать, как действовать с другими людьми. И как работать как действовать самому по себе.

Я думаю, что есть люли, которые предпочитают медитировать с другими людьми. Есть другие, которые предпочитают медитировать сами по себе – одни. И то и то это важно для равновесия практики например.

И последний пункт это важно – восприимчивость к природе, что мы чувствуем свободно, расслаблено со возникает вдохновение, когда мы на природе.

Если мы видим, что мы как-то развиваем, или кормим себя с каждым из них, это хороший знак, что как-то наша духовная жизнь в равновесии и мы развиваем человека в целом.

Есть очень красивый образ для этого, есть четыре обета Бодхисаттвы. И я буду говорить о двух из них, что говори Бодхисаттва, что он работает чтобы каждый, всех живых существ достигнуть Нирваны. Это более известный из них.

Но есть другие, когда человек становится очень способным. Когда он может делать что-то на более высшем возможно уровне играть на гитаре. Совершить способность можно сказать к этому, но можно сказать совершить способность ко всем Дхармам. Дхарма – сложное слово. Но, здесь Дхарма означает мирские способности. Поэтому Бодхисаттва старается быть способным сделать всё на мирском уровне в более высоком, как возможно. И это ещё один из этих обетов Бодхисаттвы. Если человек способен это сделать, конечно он должен быть способен развивать каждую из этих способностей, каждый из этих интеллектов на более высокий возможно уровень, поэтому теория множественного интеллекта, множественных способностей Гарднера и какое значение этого для буддистов.

No comments:

Post a Comment