Friday 14 May 2021

Карма и перерождение (и смерть) V

Психология, этика и медитация, Суваннавира, 30.05.19

Карма и перерождение (и смерть) V

Слушать эти лекции: Карма, перерождение (и смерть).

Мы уже видели, что у человека смерть это тайна, это загадка. И жизнь, тайна и загадка. На западе - загадка, на востоке - загадка. Но на западе мы хотим узнать, постичь продолжаем ли мы после смерти или нет. И на западе и на востоке загадка - другая, как мы уже видели некоторое время назад. Они понимают смерть, перерождение и смерть - это нормально. Они хотят получить состояние безопасности, то есть состояние за пределами смерти и перерождения.

В этом контексте мы стали рассматривать закон обусловленности. Мы увидели, когда впервые появился закон обусловленности в жизни Будды. Как он появился после того, как Брама (то есть бог), согласно индийской мифологии господствует над многими тысячами миров. И этого бога молил Будда открыть миру истину, которую он открыл для себя. Будда недавно стал просветленным и думал, что люди не способны понять истину, которую он открыл. Истину, которую он проповедовал по средствам идеи «Пратитья-самутпада» (на русском обусловленное совозникновение), то есть закон обусловленности.

И дальше мы видели, что карма это лишь одна форма обусловленности. И это важно, потому что есть заблуждение о карме, люди думают, что карма сама является вселенским законом. Они считают, что все, что происходит с вами это результат вашей кармы. То есть, что карма лишь одна форма обусловленности. И это становится ясным когда мы рассмотрим учение о пяти ниям. Учение, которое анализирует пять уровней или сфер, в которых действует вселенский закон обусловленности.

«Уту-нияма» - мир не органического вещества.

«Биджа-нияма» - мир органического вещества.

«Читта-нияма» - третий мир ума или сознания.

И четвертый «Карма- нияма» - мир волевых актов.

Мы так и рассматривали во время последней лекции. Можно сказать, что это помогает нам вспомнить, перерыв достаточно большой. «Уту-нияма» не точно соответствует законом физики и химии. «Биджа-нияма» не точно соответствует к законам биологии. «Читта-нияма» не точно соответствует законам психологии и «Карма-нияма» не точно соответствует этической отвественности. Да, мы уже подробно рассматривали эти четыре уровня. Это первые четыре ниямы.

И можно сказать, что они соответствуют циклическому типу обусловленности. Циклическая обусловленность, это происходит между факторами, которые противоречат друг-другу. То есть акция и реакция, акция и акция в ответ. Например удовольствие и боль, здоровье и болезнь, даже жизнь и смерть и новое рождение. Лишь пятая нияма - «Дарма-нияма» на санскрите или «Дхамма-нияма» на Пали, соответствует прогрессивному типу обусловленности между факторами, которые усиливают друг друга. Например, на пути по спирали есть радость, есть восторг, есть покой, есть самади. Каждый следующий фактор усиливает предыдущий.

Это лишь только «Дарма-нияма», которая составляется количеством духовных законов. Которыми руководит прогресс. На стадии пути. Можно сказать, что в этом контексте слово «Дарма» означает духовная и в отличае от слова «Мирской». И закон обусловленности действует также на этом уровне. Существует объяснение традиционное и популярное о «Дарме-нияме», например когда Будда стал Просветленным, или когда он умер и вошёл в «Паринирвану» и другие важные события происходили в 6 путей землетрясения. Это как объясняется «Дарма-нияма» традиционно и популярно.

Но Сангаракшита заметил, что такие объяснения довольно просты. Он даже сказал, что они более подходящи для понимания детей, чем для взрослых. И как «Дарма-нияма» соответствует прогрессивному типу обусловленности, можно его найти в стадиях пути по спирали, который мы подробно уже рассматривали в лекциях о «Вкусе свободы». Следовательно, духовная жизнь - касается действия на уровнях четвертой и пятой ниям, на уровне этической ответственности и прогрессивной обусловленности.

Но это интересно, потому это что скажет, что духовная жизнь не касается действий на чистом уровне третьего ниям. То есть на чисто психологическом уровне, можно сказать даже на чисто интеллектуальном уровне, когда работа существует без этического измерения. И следовательно ещё чтобы сделать прогресс на духовном пути.

Нам нужно понять «Карму-нияму» и «Дарма-нияму» , понять не в интелектуальном смысле, а на практическом уровне, на уровне того, как мы действуем телом, речью и умом. В буддийском учении мы не используем такие слова, как хорошо и плохо, добро и зло. Вместо этих слов используются слова: искусно и неискусно. Когда мы стараемся быть этическими, мы стараемся действовать искусно. Это то, что следует из этого, это если нам нужно, если мы действуем искусно предполагает быть умным, даже мудрым, чтобы действовать искусно. И как искусно действовать и как избегать от не искусного действия мы будем более подробно рассматривать через неделю, через несколько недель.

Но до этого просто некоторые интересные вопросы. Есть пять ниям. Но это не просто сказать что только один из них действует в один раз. Можно даже придумать событие, когда каждый из них действует вместе.

И традиционное буддийское учение, чтобы узнать в точности какие ниямы работают в том же событии. Надо быть самым Просветленным. Только Будда и его Просветление, ученики можно их знать с точностью. Но, тем не менее я придумал некоторую разницу которую мы можем заметить, чтобы анализировать определенные действия, события.

И примером мы будем рассматривать третий, четвертый и пятый ниям. Какая разница между третьим и четвертым ниям («Читта-нияма» и «Карма-нияма»). Можно сказать что в «Читта-нияма» это что-то более автоматически, это выражение привычки и карма это как волевые акты, когда у нас есть волевые способности действовать повеливаем, это значит что у нас есть выбор, у нас есть потенциал что-то сделать, выбор. Поэтому это как разница между третьим и четвертым и как между четвертым и пятым.

Как мы видели «Дарма-нияма» есть радость, восторг, покой, счастье, самади, какие положительные качества. «Карма-нияма» может быть они существуют поэтому может быть мы искусно действуем, но от этого не всегда получается удовольствие, благодаря этому это не обязательно. Может быть как и происходит можно сказать что есть четвертый ниям, который действует и пятый. Но это не обязательно, может быть это как-то внутренняя борьба. И следует, что когда мы работаем на уровне четвертого нияма - «Карма-нияма», что у нас есть выбор, выбор действовать искусно и неискусно. И даже, что у нас есть такие выборы, что мы постоянно действуем не только с телом, но и с речью, как мы говорим и даже более постоянно на уровне с мыслями. Всегда появляются мысли и это важный момент, когда мы обсуждаем как практиковать нравственность и на буддийском пути что то, что мы делаем, какие действия, они усиливают наши привычки.

У каждого есть например первый из совершенств бодхисаттвы есть практика даны, практика щедрости, практика даяния. У каждого есть тенденция быть щедрым. Часть себя и часть себя тенденция не так быть щедрым. У нас постоянно есть выбор, как мы действуем и то, что мы делаем значит такие тенденции у нас становятся сильнее, мы строим. Человек, который будет в будущем по средством наших нынешних действий. Так как наши нынешние переживания жизни мы уже строили в прошлом то, что мы сделаем через несколько дней, месяцев, лет и дальше.

Но даже, если есть внутренняя борьба когда мы действуем. Есть еще один важный момент когда мы говорим о этике, что если мы искусно действуем в будущем мы можем ожидать от этого быть более счастливыми. И не только более счастливыми, но это даёт нам хорошую основу, чтобы идти дальше, глубже в медитацию. Это дает нам более доступно сделать настоящий действенный прогресс на духовном пути. Ок, поэтому мы видели, то что мы уже слышали через несколько недель по теме: «Кармы, перерождения и смерти» и видели выведение. Мы видели важность четвертого нияма, то есть этический уровень действий. И мы будем более подробно рассматривать этот уровень через несколько недель.


No comments:

Post a Comment