Wednesday, 19 May 2021

Способность к воображению II

Воображая заново Будду, Суваннавира, 11.06.20

Способность к воображению II

Слушать эти лекции: Способность к воображению.

Эта лекция называется «Воображая Будду» или точнее «Воображая Будду заново». Да. «Re-imagining the Buddha» - по английски. И обычно я читаю мои лекции, основанные на лекциях, которые прочитал Сангхаракшита 10, 20, 30, 40 или 50 лет назад. Но сегодня, и наша тема через несколько недель основана на лекции Субхути, это другой член ордена. Может быть даже сказать, что в терминах влияния на жизнь ордена он находится на втором месте. Он часто считался, было видно как самый близкий ученик Сангхаракшиты.

Когда речь идет о передачах, идея передачи Дармы, передачи учения Дармы. он также имел главную роль в жизни Ордена. Он стал публичным наставником в 1987 году. Два человека, которые стали публичными наставниками и приняли на себя весомая ответственность для Ордена по видоизменениям. Это стало не только Сангхаракшита, который решил кто готов, кто на самом деле является членом Ордена, кто является действенным членом духовной Общины. И в 90-х годах было созданно «Коллегии публичных наставников», чтобы принимать на себя ответственность на «Триратна» в целом, не только для приглашений новых членов Ордена, а кто был председатель этой коллегии? Первый председатель - Это был Субхути. Он также автором, не менее 6 книг, я точно не считал. И он как-то, известны его качества, у него очень ясный интеллект, он очень хорошо говорит, читает лекции. И особые качества, он способен сделать большой синтез, видеть разнообразные области человеческой культуры и видеть что есть, как они связаны друг с другом. Которые есть суть, чтобы быть способным сделать синтез между культурами, цивилизациями, разными областями человеческого знания.

Сангхаракшита попросил Субхути, чтобы сделать интервью с ним, несколько интервью и из того, как они разговаривали и обсуждали Субхути написал не одну статью, а семь статей, которые примерно 10 лет назад в 2010 году. Это событие было важное изменение, важное развитие в жизни Ордена, как-то в системе идеи, на которой основан наш Орден. Сангаракшита даже сказал, что это как, он чувствовал что эти семь статей, это была основа чтобы пересоздать Орден, создать его заново.

И одна из этих статей , третья в точности, которую дал как мышление Сангхаракшита развивалось со временем. Третьей статьи тема это «Воображение», «Способность к воображению». Способность воображения, Сангаракшита считал, что это отдельная способность, от способности интеллекта. И способность воображения, это что-то которое, что мы можем сознательно развивать.

И другие вопросы, как использовать наше воображение, чтобы углубляться в нашей духовной практике, в обращении к Прибежищу в Будде, Дхарма и Сангхе? Точно здесь в Будде, можно сказать - углублять значит как освободить, включить самые сильные энергии, которые у нас есть в нашей духовной жизни. Поэтому сегодня и через несколько недель мы будем рассматривать тему воображения.

Сегодня, это небольшое введение в тему и первый комментарий, который сделал Сангхаракшита, что это важно, что у нас есть магический элемент - волшебное измерение в нашей жизни вообще. Но особенно, когда речь идет о нашей духовной жизни. И магический элемент, это не значит что-то, который противоречит интеллекту. Это не значит что-то иррациональное, которое является даже ниже чем интеллект. Это другое качество, другое измерение, другая способность, которая выражается по средствам символа, мифа, ритуала, которая выражается по средствам поэзии. Этот воображающий элемент, элемент воображения и есть еще что-то, которое полезно читать. Нам нужно, что это такое в духовной жизни.

Буддийская жизнь, что это такое? Можно сказать, что цель духовного пути - это приблизится к состоянию Будды. Стать так, как Будда. Но что мы здесь можем приблизиться к состоянию Будды, нам нужно быть способными представить себе, воображать, что это такое Будда.

Наша цель должна быть воображаема, мы должны иметь способность воображать его, и как наше воображение более развито и точно. Это дает нам способ освободить наши глубочайшие энергии и силы, чтобы они (такие энергии) помогают, мотивирует нас, на нашем духовном пути. Может быть даже сказать, что такие энергии, которые влияют на нас, которые, для недуховно развито людей, мотивируют нас заниматься сексом, совершить убийство. Такие энергии могут быть очень сильные, очень отрицательные.

Нам надо очистить эти сильные энергии, чтобы они были свободны, не вредны, чтобы мы могли направлять, как мы используем эти энергии. Это также работа, это также наша способность использовать наше воображение, помогает нам в этом процессе. Поэтому воображение наше, это важно.

Но тем не менее это интересный вопрос, потому что можно считать в наши дни у нас есть много сломанного воображения, испорченного воображения. Это значит, что мы потеряли доступ к воображению. Эти изображения нами испорчены, поэтому наше воображение не может работать, чтобы получить от них значение и энергию. Субхути конечно, он говорил с точки зрения западного человека, который живет в Британии.

Я буду считать то, что он сказал по поводу положения на западе. Чуть-чуть по поводу нашего положения в России. И потом в каком положении находятся буддисты в Индии.

Но, на Западе в таком положении это сломанные и испорченные изображения. На западе, больше чем в России, люди отказались от христианства. И что это происходит для них, когда созерцают изображение и мифы, которые есть в христианстве. Это как работу нужно сделать, чтобы отделить две вещи. Доктринальное значение и эмоциональная сила, если мы хотим получить доктринальное значение этих изображений и мифов. Тем не менее, это помогает нам быть открытым к эмоциональной силе, то что Субхути сказал на английском «Untreated psychic power» - «Не обработанная психическая сила». И отделять от нашей реакции религию. То, что даёт нам вдохновение от красоты, когда мы считаем, когда мы созерцаем, видим например христианское искусство.

Это сложный вопрос, потому что сложная задача. Чтобы доминировать над Европой, христианство подавлял языческий бог, языческие божества народных религий 500-700 примерно лет назад и магия, которая существовала в этих народных религиях. Люди стали считать, что это работа для дьявола, что-то плохо, поэтому это как такие символы стали испорчены, сломаны, это первый раз случилось в истории Европы. Но был еще один. Второе размышление изображения. Это происходит с протестантской трансформацией, против Папы и католицизма. Крайняя форма это протестантские взгляды, они осуждали, что почти все изображения это также работа дьявола. И также следовал реформации, которая дала возможность, что возникал рационализм и наука.

И такие, сильные в прошлом изображения и мифы стали только существовать в сфере политики. И различение даже изображения, которые однажды в прошлом имели глубокие значения, стали быть использованы в рекламе.

Это не только так просто - черный и белый, есть пример Карл Густав Юнг - аналитический психолог, который считал, что сфера воображения - это очень важно для человека. Но это также в контексте истории, в контексте того, западные буддисты начинают практиковать буддизм.

Какая история, какой контекст у нас есть в России это интересный вопрос. Это было очень короткое введение, можно обсуждать, формулировать. Ответ на этот вопрос гораздо больше, чем я буду сделать сейчас. Мы можем это обсуждать, но в России да был сильный отказ от христианства, от православия во время революции и после революции. Потом отказ от коммунизма, 70 лет попозже - отказ от мифов и изображений, в тоже время.

Это дает интересный вопрос, как у нас есть Амитаба - Будда бесконечной любви и бесконечного света. Его цвет-красный. И я вспомнил, что это не всегда красный цвет может напоминать людям - коммунизм. Поэтому, это как хороший пример, как разные вещи смешиваются и дают, что мы не можем полностью, мы потеряем энергию в образе.

И конечно опять для нас в России христианство и его изображения, мифы сильно выросли в течении последних 30 лет. Поэтому, это контекст в котором мы находимся сейчас.

В Индии также, буддийские изображения были сломаны, испорчены. Первое главное, важное событие это - мусульманское нашествие. И потом, как брамины и их сделанная контр-революцию против буддизма.

Во время Будды, Будда был более, его учения сильно противоречили учению браминов, которые были самой сильной кастой в древней Индии. И была контр-революция, против Буддизма также. Поэтому, современные индийские буддисты, они сильно гордятся своим древним наследием, но они также чувствуют как-то, им грустно и даже они гневятся от того, что они потеряли его.

И то, что происходит последователи доктора Амбедкара, они покинули индуистских богов, индуистских божеств. Но вместо с тем, они приняли узкий рационализм. Поэтому, они покинули индуистских богов, покинули мифы и изображения в целом. Это не то, как видел доктор Амбедкар сам. Он видел, что священная сила есть в Дхарме, его воображение в мифе. И это было нужно, чтобы строить моральный порядок в обществе, поэтому везде на Западе, в России, в Индии, в других странах у нас есть такие вопросы.

И можно сказать, что главный вопрос как представить себе Будду, используя наши способности к воображению? Как Просветление появляется в нашем воображении сегодня. Это конечно вопрос сегодня, который мы не решили. Но, благодаря тому, что Сангхаракшита создал буддийский орден «Триратна» и буддийскую общину «Триратна» мы свободны от того, что наше изображение должно следовать культурным традициям востока, во всяком случае. Это значит, что нам есть свобода, чтобы открываться для себя, для нас новые изображения, не надо просто следовать восточной культуре.

И есть прогресс, есть развитие в области буддийского искусства на сайте https://buddhayana.ru/изображения.html есть образ Будды, художник Алока, он англичанин, это образ Будды, который люди чувствуют ближе к ним часто, потому что художник это также западный человек. Это как-то духовные качества Будды, они изучали, приняли от духовного контекста и составили в западном контексте.

Но тем не менее, если мы видели ритуалы, которые существуют в «Триратне», делает вид, что мы близко к тибетскому буддизму. И опасность, что это просто привлекательно для тех, которые интересуются тибетской культурой.

Я в России выслушивал - почему нам нужна другая культура, у нас есть своя русская культура, нам не нужно другого. И также принять что Дхарма, учение Будды, это что-то, которое только существует на культурном уровне.

И для буддистов в Индии, у них такие проблемы, потому что бодхисаттвы изображены в стиле тибетского буддизма и выглядят похоже на то, как воображать образы, которые существуют в Индуизме. Поэтому отличать друг от друга, им это трудно.

Поэтому для всех есть работа, чтобы разделить на двоих глубокие вселенские архитипы и культурное выражение, которое выражает их. И также, мы хотим сохранить единство воображения через многие культуры: индийские, западные, русские, китайские. Это даёт на способность чувствовать, что мы все участвуем в одной духовной общине. И наше сердце может ответить, почувствовать общую человечность, за пределами культурных различий, культурных выражений. Поэтому, это также задача для нас, когда мы воображаем Будду, воображаем Просветление. И есть еще, соображать таким способом что, как я уже сказал, нам удается освободить наши самые глубокие и сильные энергии и использовать их в нашей практике. Конечно эти изображения, мы не можем искусственно их создать, они растут как растения. Это что-то, которое происходит естественно, в психике индивидуумов, когда мы идем глубже и дальше в нашей духовной жизни.

Поэтому, это наша цель. Это как длинный путь, чтобы открыть для себя индивидуально и коллективно что это такое Будда, в себе. Что это такое Просветление? И разделить эти изображения с другими, развивая современную буддийскую культуру. И чтобы помогать нам на пути, потому что Сангхаракшита рассказал дальше, уже и ближе к нашему времени, много энергии. Можно даже сказать, что он создал теорию воображения. И об этом мы будем слушать через несколько следующих недель, это теория воображения.

No comments:

Post a Comment