Осознанность, Суваннавира, 11.07.19
Карма и перерождение (и смерть) XI
Слушать эти лекции: Карма, перерождение (и смерть).
Но мы последние несколько недель, мы подробно рассматривали 5 наставлений. И сегодня будет пятое наставление.
Первые
четыре:
-я беру на себя воздерживаться
от убийства;
- от взятия того, что не
отдано по доброй воле;
- от причинения
вреда в сексуальной сфере, (от
неответственного поведения);
- от
лживых речей.
И
соответствующая положительная форма
наставлений:
- Добрыми делами любви,
я очищаю тело своё;
- Щедростью рук
своих, я очищаю тело своё;
- Спокойствием,
умеренностью и удовлетворенностью, я
очищаю тело своё;
- Истинными словами,
я очищаю речь свою.
И наконец-то пятое
наставление: «я
беру на себя воздерживаться от принятия
средств дурманящих Ум».
На Пали: «Сурамерая
маджа памадаттхана верамани сиккхападам
самадиями».
Положительная форма: «Ясной,
лучезарной осознанностью, я очищаю Ум
свой».
Поэтому, главное положительное качество
это - осознанность.
Как мы уже видели несколько раз в лекциях, даже развитие осознанности, стараться быть более осознанными, чем мы уже были. И развитие осознанности, даже является точкой роста в высшей эволюции человека, то есть в духовной жизни. Сознательно совершив наше собственное развитие в осознанности, практике медитации, другие духовные практики - главная цель развивать наш уровень осознанности. Суть - убрать, то, что ёмешает нам быть более осознаными. Поэтому, осознанность это важное качество. И это слово на английском это чуть-чуть сложнее. Есть слово «Awareness», которое мы перевели, как «Осознанность». Есть слово «Mindfulness», у нас нет на русском соответствующего слова, поэтому мы используем постоянно слово «Осознанность».
«Mindfulness» буквально «мindful» - ум полнен, «ness» это качество, как «ность» (пример: истина - истинность). Это дает впечатление, что ум полностью присутствует в нашем действии. Когда мы «мindful»- Ум полностью на Пали, глубоко просто осознавать. Прямо сейчас в нынешние дни существует не только слово осознанность, это интересно, потому что на Западе сейчас существуют многие виды техник и чаще всего они-техники, то учение которое у них есть, это не принимает близко Учение в целом. Они просто примут часть, которая соответствует с тем, что мы делаем во время медитации. Поэтому нет учения по поводу этики.
Этика это как то, что помогает нам идти дальше в медитации, принять решение этики - надо понять учение о карме. Еще кроме учения о карме существует учение о «Mindfulness». С одной стороны нет учения по поводу мудрости, такие учения, как все обусловленные объекты они не постоянны, поэтому мы можем развивать медитативное состояние, но в логичным буддийском Учении мы используем этот сосредоточенный Ум, эту сосредоточенное состояние сознания, чтобы видеть вещи такими, как они есть и без учения о Будде, как о просветленном учителе. Поэтому в настоящий момент это довольно проще на русском, словом - «Осознанность».
Но, на санскрите и на Пали есть 3 слова, которые переводятся, как осознанность, поэтому это не простое понятие. Во-первых есть на санскрите есть слово - «Смрити», на Пали - «Сати». Первостепенное значение это воспоминания, или память просто. Часто учение скажет, что это состояние, когда мы полностью присутствуем в нашей действительном переживании в данном моменте, полностью присутствуют «смрити» или «сати», как это учится сейчас.
Есть учителя, которые, когда речь идет об осознанности они просто учат «смрити» или «сати» - это всё.
Во-вторых на санскрите «Самраджанна» на Пали «Самраджайнна» и буквально можно перевести, это значит «Яснознание».
Но для нас, это ясно знать свои цели и отношение между тем, что мы делаем сейчас и нашей целью. Есть история Сангаракшиты, рассказывает свою автобиографию.
Когда в 1950-х годах, он бродил по Индии, рано в его духовной жизни. Он встретился с индийским учителем, довольно известным, которому человек однажды задавал вопрос: «Почему так много людей, многие люди отправятся на духовном пути, но мало из них сделают значительный прогресс. Почему?»
И ответ: - «Мало из них ясно знают, куда в действительности они хотят идти. И мало из них знают как туда дойти».
Сангаракшита один из них, но он очень серьезно принял это совет и стал говорит его учение о «самраджанна» как о осознавание осознанности в целом. И в Палийском каноне эти 2 слова часто находятся вместе. Есть на Пали «сати» и «самраджнна». В палийском словаре они находятся вместе. И значит, что мы полностью присутствуем в нашем текущем переживании и не осознаем свои цели.
Присутствие в нашем текущем переживании это не достаточно, согласно этого учения. Но это первый и второй. Однако есть третье слово, это «Апрамада» на санскрите, на Пали «Апамада». Иногда переводится как «Бдительность», но не наши объяснения это «осознанность» в активном, этическим смысле. Можно думать о том, что это внимательно - ограждаться от неискусных действий тела, речи и Ума. Поэтому, если мы хотим видеть, как агрессивный человек может быть лучше не так много смотреть фильмов, где они борются постоянно, это как ограничиваться то, от чего возникают не искусные состояния Ума. И состояния Ума и сознания, от которых мы хотим избавиться это один способ, один ответ.
Но на этическом уровне я думаю, что это также следует смотреть следствие нашего действия на других людей. Это как понимание, как мы действуем на себя и на других людей. Это такие виды осознанности. Поэтому мы поступаем так, как мы хотим, без осознанности этого. Это как, когда я жил в хостеле, человек придет в комнату в 5 часов утра и громко говорит по мобильному телефону например это. Это просто быть невнимательным. Это более соответствует намеренному отсутствию «смрити». Без отсутствия внимательности, но это более отсутствие внимательности к ощущениям, чувствам, эмоциям других людей и соседствует отсутствие внимательности к следствию наших поступков на других людей. Поэтому это как-то обреченно, более обреченно, чем просто без внимательности.
Его противоположность, противоположность этому «Прамада», можно перевести как «опьянение, безпечность, небрежность». Интересно, что последнее слово Будды: «Аппамадена сампадетха», которые мы можем перевести как продолжайте прилагать усилия с бдительностью - последние слова Будды, поэтому «Апамада» там находится. Это очень поэтически переводили на английском «With mindfulness strive on», «strive» это борьба, стремление, это как между ними, между этими словами продолжать. Поэтому у нас есть 3 слова на санскрите, на Пали: «смрити» или «сати» - осознанность в текущем моменте; второе - «самраджанна» - осознанность цели; и третий «апамада» - осознанность в этическом смысле. Осознанность в следствие наших поступков, влияние всех вместе, они разные части того, о чем мы скажем, когда речь идёт об осознаности.
Но чтобы сказать чуть больше. Вспомнили неделю назад мы видели, что есть 5 наставлений, для всех буддистов. Для членов Ордена есть список десять наставлений, они более тонкие и как мы видели: «Истинными словами я очищаю речь свою» - одно наставление, положительная форма того. И для членов Ордена есть четыре, не только истинными словами, но добрыми словами я очищаю речь свою, полезными словами я очищаю речь свою, примиряющими словами я очищаю речь свою.
Также наставления, касающиеся Ума, выражаются на более тонком уровне. Вместе с тем, что мы воздерживаемся от принятия средств дурманящих Ум, мы воздержимся от алчности, от ненависти и от ложных воззрений «Миччадитттхия», которое мы видели через неделю или две назад.
И положительные формы: «Я отказываюсь от алчности, ради умиротворенности. Я очищаю Ум свой, заменяя ненависть - состраданием. Я очищаю Ум свой, преображая неведение в мудрость».
Существуют другие классификации, я не буду много говорить об этом, просто вспомню, что есть «Сатипаттхана сутра», которая главная сутра учения об осознанности в Палийском каноне.
И если мы развиваем осознаность по отношению к телу, ощущениям, к уму, и к реальности. И можно обозначить 2 вида реальности, слово на Пали это «Дамма». Два вида даммы. Дамма, это как путь Учения, который ведет к реальности и реальности один или другой, поэтому это основы осознанности, которые находятся в Палийском каноне.
И Сангаракшита принял разные учения вместе и придумал четыре измерения осознанности, которые нужно чувствовать довольно часто. Мы уже рассматривали осознанность по отношению к вещам на физическом выражении; второй к себе, включая к телу, эмоциям и чувствам и мыслям; третий к другим людям; четвертый к реальности. И поэтому много что можно сказать о развитии осознанности. И воздерживаться от того, что мешает нам быть более осознанными. Даже воздерживаться от того, что что сделает нас меньше осознанными., например антидепрессанты, потому что наши эмоциональные отклики становятся более скрытые, мы не чувствуем, мы стали меньше осознанными.
И учение Сангаракшиты, если мы принимаем, осознаем свою эмоциональную жизнь в целом - положительно и отрицательно. Отрицательными становятся слабее и положительными - более тонкие. Но это невозможно для тех, которые скрыть свои эмоции и чувствовать по средствам антидепрессантов.
No comments:
Post a Comment