Thursday, 13 May 2021

Карма и перерождение (и смерть) IV

Первые четыре ниямы, Суваннавира, 17.04.19

Карма и перерождение (и смерть) IV

Слушать эти лекции: Карма, перерождение (и смерть).

Мы уже рассматривали тему кармы. И здесь, чтобы начать важно понимать, что карма это только одна возможная форма закона обусловленности. Или одна возможная форма причины обусловленности. Другими словами только одна из разных форм.

И она не загадочна. Она не что-то холодное, наоборот она представляет собой закон обусловленности, действующий на одном уровне существования. На одной сфере бытия.

Иногда, возникает заблуждение про карму. Люди думают, что карма сама является вселенский законом. И говорят что буддийское учение о причинах и следствиях это закон кармы. Что карма вселенская. Однако, как очень ясно объясняет Сангаракшита это не так. Вселенский закон это обусловленность. Этот закон действует разными способами. На разных уровнях. В разных сферах. И один из них это карма. Всё это становится ясным, когда мы рассмотрим учение о пять ниям, которые находятся в абхидхарме Палийского канона. И это очень важное учение.

Однако, оно не было очень известно на востоке. Сангаракшита нашел это учение в книге мадам Рхис-Давида. Поэтому пять ниям. Ниям познает естественный закон, или естественное право. И существует 5 ниям. Можно найти ещё другие учения, которые когда речь идет о практике йоги, системе йоги. Но это не то, это совсем что-то другое.

И первый из них это «Уту-нияма», на санскрите «уту», на Пали «руту». И «уту» означает мир, то есть мир, целый мир не живой материи. Иногда говорится, что не существует не живой материи, то есть всё как-то живое. Правильно ли это, или нет это интересный вопрос, но это не вопрос для нас прямо сейчас. Это другая лекция.

Просто здесь достаточно сказать, что «уту-нияма» это физический, не органический порядок существования. Это закон причины и следствия. Это закон обусловленности, действующий на этом уровне, на этой сфере, сфере не живой материи.

В современных терминах «уту-нияма» включает в себя весь мир физики и химии. Приблизительно, она соответствует законам физики и химии, приблизительно Сангаракшита говорит.

Во-вторых это «Биджа-нияма». И «Биджа» означает - семя. Это мир живой материи, то есть физический, органический порядок. Это закон причины и следствия, закон обусловленности, действующий на уровне в сфере живой материи. Биджа-нияма приблизительно соответствует законом биологии.

В-третьих «Читта-нияма». Читта это ум, но не разум. Ум или сознание. «Читта-нияма» это закон причины и следствия. Действующий на уровне ума, в сфере ума. И здесь что-то важное, которое должно заметить. В следствии этого, это ментальные действия умного развития не происходят случайно. Ими господствует, ими руководит закон. Мы привыкли к идее, что законы господствуют в сфере не живой материи, в сфере живой материи даже. Однако, может быть мы не так сильно привыкли к идее, что на ментальном уровне господствуют законы. Мы больше привыкли думать, что явления либо просто происходят, даже случайно происходят. Или может быть думаем, что они акты бога, или выражение воля Бога. Во всяком случае мы раньше так и думали. После жизни и работы Зигмунда Фрэйда, быть может некоторые стали думать чуть по-другому. Однако без проникновения этой идеи в массовую культуру.

50 лет назад Сангаракшита сказал, что это мало. Это открытый вопрос, что думали об этом сейчас. Просто это полезно признать, что идея господствует или руководит законами наши ментальные явления возникла в буддизме, в буддийском мышлении. Раньше чем 2000 лет назад. И это выражение третьей ниямы - «читта-ниямы». И она соответствует науке-психологии.

Четвертый - «Карма-нияма». Я должен бы был сказать «камма-нияма» на Пали, а не «карма-нияма» на Санскрите. «Карма» означает просто действие, однако действие в специфическом смысле, это означает намеренное действие (волевое действие), сознательное даже, сознательное действие. Иногда в совещенных текстах на Пали, или на Санскрите написано, что слово «камма» не отличается по значению от слова со словом «Сетана», которое означает ум и более сознательная воля. Ум и воля, они не разделены. И ум и воля это карма.

«Камра-нияма» соответствует к сфере этической ответственности. Итак «карма-нияма» это закон причины и следствия, действующий в сфере этики, в сфере нравственности. Это закон обусловленности, действующий в сфере этики и нравственности.

На западе это нам трудно понять сказал нам Сангаракшита. Почему? Потому что мы привыкли думать об этике, об нравственности в терминах награды и наказания. Хорошие поступки и мы получаем награды. Плохие поступки и мы получаем наказания. Как я только должен думать о романе Достоевского «Преступление и наказание». И в обычной жизни, если вы совершили преступление. То вы получаете наказание (либо штраф, либо оформление в тюрьму). Но преступление и наказание они отдельны. Они следуют друг за другом. И есть человек, который наказывает нас, то есть судья. И возможно даже, возможно будет судебная ошибка. Мы привыкли идя дальше думать, что существует грех (грешники). И надо наказать грешников. Что существуют благодеяния и праведники, которые должны получать награды. И иногда мы страдаем, если мы увидели, что грешники получили награду или может быть не получили наказание. И праведники не получили награду, но есть существует судья, который видит всё, что мы сделали и который должен определять наказание грешникам и награду праведникам.

И в высшем смысле это судья конечно Бог и существует последний суд и страшный суд (судный день) совершаемый Богом и это страшная идея для нас часто. Однако в Буддизме это не так, это совсем не так.

В Буддизме существует закон, но однако закон без судьи, без законодателя. Никто не управляет законом, никто не нужен, чтобы им управлять и нам не нужно это делать. Может быть это для нас звучит странно, даже не понятно. Может быть, даже можно сказать, что здесь добро пожаловать в мир пустоты. Продолжаем, но может быть нам нужно время, чтобы размышлять об этом следствии, которое возникает, когда мы принимаем в сердце эту идею .

Но как это возможно? Стоит спросить себя. Существование законы без судьи. Закон, который управляет собой сам. Если мы думаем о физическом мире. Об природе, то есть гравитации (Закон тяготения). Что нет никакого существа, которое поднимает вещи, которые их тянут вниз. Закон тяготения действует сам опосредованно. Закон тяготения сам, это обобщение описания того, что происходит с падающими объектами. Это всё, что является законом тяготения. Буддизм нам говорит, что так и происходит в сфере этики, в сфере нравственности. В результате хорошей кармы - счастье, в результате плохой кармы - страдания. Но нам не нужны существа, чтобы определять награды и наказания. Все происходит само по себе, согласно буддизма. То, что мы называем хорошо, то что мы называем плохо они встроены в структуре вселенной. Они можно сказать системны во вселенной, то есть вселенная сама - этически нравственна. Другими словами вселенная-это порядок обусловленности или точнее один из порядков. И этот порядок действует в определенной сфере бытия или в определенной сфере существования, то есть в сфере кармы. Можно описать действия этой сферы как этически нравственной, это действия соответствуют этическим ценностям с нравственными ценностями.

И вот «карма-нияма» это четвертый. Я думаю, что этого достаточно. Для нас это было достаточно, когда мы писали и перевели лекцию . Поэтому надо ждать до следующей лекции, чтобы слушать о пятой ниямы, которая называется «Дарма-нияма» и мы будем больше рассматривать темы, что хорошо, что плохо.


No comments:

Post a Comment