Friday 21 May 2021

Способность к воображению IV

Теория воображения II, Суваннавира, 25.06.20

Способность к воображению IV

Слушать эти лекции: Способность к воображению.

Продолжаем. Способность, к воображению это наша тема. И способность к воображению III сегодня. Мы рассмотрим тему воображения. Способность к воображению в духовной жизни.

Почему? Ответ Субхути на статью, которую эти лекции основаны, были основаны. Субхути - старший ученик Сангаракшиты. И как я уже сказал они проводили собеседование, интервью с Сангхаракшитой, примерно десять лет назад. И одна из главных тем, которая возникает - это воображени и его роли в духовной жизни. Почему нам это нужно? Потому что нам нужно вообразить, быть способными воображать Будду. Будда, как изображение цели духовной жизни. Чтобы освобождать наши глубокие, самые глубокие, самые сильные энергии. Чтобы они учавствовали в нашей духовной жизни. Чтобы как-то понять Будду полностью, как-то понять Просветленные. Но, учение Сангхаракшиты нам скажет, что способность к воображению приносит нас ближе к Будде, чем возможно по средствам логики, по средствам разума. По средствам того, что мы понимаем на интеллектуальном уровне учения Будды. Поэтому, это другая причина. Почему воображение так важно для нас.

И Субхути написал, как Сангхаракшита выражал, формулировал, создал теорию о воображении. И есть разные части, разные главные моменты, чтобы описывать в целом способность к воображению. Описывать в целом, что это такое воображение, в духовной смысле. Один момент, который мы уже рассматривали неделю назад. Воображение, это силы или способность индивидуума, способность человека, которые мы имеем в своем потенциале. У каждого есть потенциал - испытывать это качество воображения. Но, чтобы реализовать этот потенциал, нам нужно признать эту способность воображения и развивать его. И мы видели как, когда эта способность развивается и становится сильнее. Есть изменения, это воображение становится не просто силами ума. Но воображение становится умом самым. Может полностью осуществить, идентифицировать воображение с умом. Это как конечно, когда мы ближе к Просветлению. Поэтому, это не сказано, что мы так и переживаем, испытываем. Это не скажет, что наш опыт сейчас таким, но это как мгновение, описание, что ждать нам, что ждёт нас в будущем, дальше на пути. Тем не менее, что это сила или способность человека.

Второй момент - воображение, это что-то у него, кто является больше, чем человек. И практически говоря, есть следствия. Одно из них - мы не являемся создателями нашего переживания, а просто - свидетелем. И это значит, что если мы хотим развивать эту способность к воображению надо учиться быть, более и более чувствительным. И путь развития чувствительности это сам по себе путь к самоопределению, к самопреображению.

И третий момент я думаю, что мы начинаем новую идею сейчас воображение - преображает объекты, которые воображение переживает. Другими словами - воображение переживает объекты, мы переживаем объекты по средствам воображения и они изменяются, они преображаются благодаря этому.

Но здесь есть важные разделения, мы уже посмотрели разницу между двумя: воображение и выдумка, на английском «Fantasy». Можно сказать, что выдумка просто перестроить объекты в новые шаблоны, в новые модели. И мы это сделаем ради выживания, ради получения удовольствия, ради избавления от страдания. Воображение, принимает от объекта внутренний смысл, суть или основополагающую истину наоборот. Можно сказать, что выдумка - это чувствовать объект как знак и воображение - это чувствовать объект как символ. Поэтому, воображение преображает объект от знака в символ. Но, когда мы переживаем это изменение, этот объект сам изменяется. Это такб как мы испытываем воображение в нашей духовной жизни.

Еще момент, можно сказать, что воображение объединяет объекты нашего переживания на горизонтальном уровне самого акта восприятия. Есть разные части, у которых есть общие характеристики. Можно видеть: ноги, руки, голова. Объединение происходит, когда мы видим что это человек. И это объединение является чем-то логичным. Но это на горизонтальном уровне, когда речь идёт о знаках.

На вертикальном уровне, когда это акт воображения. Воображение выбирает аспекты от нашего переживания и найдет сущностное значение. И таким способом изменяет, преображает эти объекты в символы.

Пример этого - есть разные архетипические Будды, один из них - Акшобхья. У него есть разные знаки и разные символы, изображения. Он находится на востоке. Его цвет - темно-синий. Его животное - слон. Его мудрость - это мудрость подобна-зеркалу. Его духовные качества - быть не колебимым, он неколебим.

Есть разные символы и воображение в этом смысле может видеть, может объединить все эти символы, цвет и качества и видеть что находится в сути этих качеств, таким способом объединяет эти качества и видит что-то сам более глубоко. Воспринимая эти качества всё вместе и этот процесс не логичный.

Символы могут иметь много разных значений. Поэтому, можно объединять объекты на горизонтальном уровне - это просто знаки, что-то логично. Можно их объединять на вертикальном уровне. Они становятся символами, это не логично, но даёт более глубокие духовные значения, когда мы так и принимаем.

И воображение может также быть причина того, что объект сам объединяется. Его мыслительные, когнитивные аспекты объединяются с эмоциональными аспектами. И они объединяются волевыми аспектами нашего ума и они перестают быть в конфликте. Наше мышление, наши эмоции, наша воля. Это болбше не то, что мы думаем что-то, мы хотим что-то ещё, мы чувствуем что-то ещё. Они перестают быть в конфликте, они интегрируют. И как это сделает воображение, это так, когда наше воображение будет полностью сознательным, более развито. И это переживание что-то даёт много удовольствия, это что-то очень приятное. Мы получаем чувство гармонии, симпатии, любви.

И традиционно говоря в Буддизме на востоке, слово, которое описывает этот процесс - это - самади. И самое доступное для нас переживание воображения это то, что мы переживаем во время медитации. Поэтому, как воображение изменяет объекты, как воображение изменяется с объектом, когда мы развиваем его.

Ещё один момент, в воображении есть два разных качества. Можно сказать, что есть мир обычной, чувственной формы и есть самой высшей сферы запредельного значения. Есть эти два уровня, эти мире два сферы. И между двумя есть большой пропуск. Между ними что существует? Существует изображения. Поэтому, наше воображение даёт нам доступ до Истины, которая теперь для нас скрыта в мире обычной, чувственной формы. Воображение, даёт нам способ идёт за пределами нашего нынешнего понимания.

И даже есть (существуют) различные уровни этого восхождения:

- Первый уровень - мы чувствуем, мы глубоко резонируем с жизнью вокруг нас и эстетическим ощущением. И мы испытываем эстетические ощущения изысканной тонкости. Когда мы испытываем, резонируем с жизнью вокруг нас и в Буддизме на востоке это называется «Кама-лока».

- Второй уровень, это уровень «Визионерского переживания» - полный символического резонанса, не смотря на то, что нам буквально не нужно видеть объекты с помощью зрения. И в Буддизме на востоке это «Рупа-лока».

И на следующем на высшем уровне мы достигаем глубины сознания, где воспринимаем фундаментальные качества вне языковых рамок. Наши переживания всё более и более усложняются. И все аспекты нашей осознанности всё больше объединяются и приходят в гармонию. И этот уровень буддизма на востоке это «Арупа-лока», но эти переживания замечательные, может быть как они звучат, но они всё ещё являются мирскими, это значит, что мы ещё не достигли «Проникновения», не достигли «Инсайт». Поэтому, нам нужно выдерживать эти по средствам кармического усилия, если мы перестанем практиковать, мы начинаем терять то, что мы получили.

Субхути скажет, что это только когда воображение становится озарением, когда воображение решительно интегрируется с истинными природами вещей, что можно его сказать, что это «Инсайт», это «Проникновение». Что это только когда это происходит, что наше воображение становится более постоянным и становится независимым от того, что мы продолжаем эти кармические усилия.

И последний момент это онтология воображения. Это вопрос, который возникает часто. Воображение - это как мы воспринимаем переживание с символическими значениями. И кем мы становимся, когда мы так и поступаем. Субхути отмечает, что в большинстве культур, до нынешних, такие изображения они часто олицетворяют по средствам богов и духов. Это было спонтанно, естественный процесс. И таким способом, таким образом фигуры, которые находятся в Буддизме махаяны архетипические Будды и Бодхисаттвы. Но в нашей нынешней цивилизации, культуре, мы более способны задать вопросы, какие они существуют на самом деле эти фигуры. Это чуть-чуть похоже на вопрос существует ли Бог или нет. Существуют они независимо от того, за что мы их принимаем, мы их чувствуем, воспринимаем. Другими словами какой экзистенциальный статус, у них есть. Или что это такое антология воображения. Конечно, это связано с вопросом что это значит существовать. Конечно мы не можем фотографировать эти фигуры, мы не можем измерять их, они не материальны. Субхути сказал довольно много об этой теме. Я решил не повторять всё, что он сказал. Я могу через неделю если вы хотите, или мы продолжаем.

Может быть только один ответ, который первый ответ я повторяю здесь. Что когда речь идет о «Моральной ценности» и «Духовной истине» они также не являются материальными. Но для нас они очень серьезны, очень важны. Для некоторых из нас они важнее, чем материальные объекты. Поэтому, я как-то открыл эту тему, но я знаю, что я не закончил. Но я думаю, что для нас сегодня это достаточно.

Как-то небольшое резюме, определение - теория воображения, которое даёт нам Сангхаракшита, это способность человека, но есть что-то, которое является больше, чем человек сам. Это способность преображать объекты и переживания, они объединяют объекты и переживания. Они преображают субъект, который их испытывает и объединяет с объектом также. И мы видели, сделали первый шаг, на вопросе об отологии воображения.

«»

Есть только, чтобы закончить, можно сказать что часто, в России это не так сильно, но на востоке, когда люди говорят о развитии осознанности, они говорят, что мы будем чуть-чуть более осознаны к миру, который вокруг нас. Мы будем чуть-чуть более внимательны на материальный мир, на материальное тело. Но Сангхаракшита учит, что когда мы развиваем нашу осознанность, это включает в себе развитие способности к воображению, которое может сильно, глубоко преображать человека.

И как это важно даёт пространство, время, место в нашей жизни для этого. И когда мы развиваем, когда мы живем вместе в буддийской общине, это интересный вопрос, когда речь идёт концептуальном учении, концептуальной, даже истинной Дхарме, нам нужно вернуться назад к тому, что учил Будда и принимать эти истины и наши обстоятельства, принципы, законы и как-то принимать, найти способы, чтобы их конкретно практиковать в нашей повседневной жизни.

И конечно, можем мы принять руководство о более поздней традиции. Но, когда наоборот речь идёт о дхармической культуре и изображениях, здесь мы отправимся в неизвестность. Эти путешествия открыты, чтобы узнать как видит Будда, как выглядит Будда для нас, в нашем воображении. И это задача, которая есть перед нами и практические следствия это наши мантры, это наши изображения Будд, Бодхисаттв.

И Субхути заметил как часто, когда он говорил с Сангхаракшитой. Как Сангхаракшита часто говорил о развитии чувствительности и откровения, когда он обсуждал что это такое духовная жизнь. И были три темы, которые особенно довольно часто говорили о них это сочувствие к жизни - первое, второе - отклик на прекрасное и третье - изображение Будды. И эти три темы мы будем рассматривать более подробно, через следующие три недели.

No comments:

Post a Comment